Гороскоп 2024 - весь :) – читать на Patreon


                                             

8 октября 2013 г.

Эссе о судьбе, смерти и Марине Цветаевой. Елена Зимовец


«…Поэтовы затменья не предугаданы календарём.»


Человек – это не факт, а процесс. Всякая душа, воплощаясь в мире, приходит в него совершенствоваться - у каждой свой путь, своя задача, своя судьба; для каждой своя программа, свои уроки, свои экзамены, - занятия в школе жизни индивидуальные. Патриций ты или плебей, гениален или бездарен (по человеческим меркам) - для Ректора нашей Космической академии значения не имеет. Правила едины для всех - душа расширяет своё сознание через сферу земного, часто болезненного опыта, проходя препятствия, совершая объезды, порой заходя в тупик, пока не обнаружит свой путь истины.

В гороскопе каждого человека есть ось судьбы, определяющая жизненные уроки и судьбоносные ситуации. Это вектор развития, который раскрывает исходные позиции нашего мироощущения и характера, и указывает путь к новым достижениям, к новым способностям, которые нужно освоить и реализовать.

Не нужно думать, что это эзотерическая информация и что, не зная астрологической подоплёки, человек обречён мыкаться, не понимая, что ему делать, как жить и куда двигаться - руководством в обучении служит нравственным закон, данный нам в форме заповедей. И это не единственная подсказка, - в жизни мы нередко встречаем людей, которые «указывают» нам направление. Хорошо, если это наш духовник, но это может быть кто угодно - Господь использует разные способы сообщить нам свою волю, нужно только уметь читать знаки на пути. Но можно «не ждать милости от природы» и обращаться к Ректору напрямую, с просьбой разъяснить цели и задачи. Если наш порыв узнать волю Божью относительно себя искренен – молитва получит внятный для нашего понимания ответ. Это будет «случайно» возникший разговор, неожиданно услышанная или прочитанная фраза, ситуация с единственно возможным решением или появившееся особое ощущение уверенности, что именно этот шаг - верный. 
Марина Цветаева, 1915г.
Марина Цветаева, 1915г.

Когда мы прислушиваемся к сигналам извне, интуитивно корректируя направление, наша поступь по жизни становится легче, облегчается и бремя нашей судьбы или, как сказали бы на Востоке, – кармы. Однако этот процесс нельзя слишком ускорить. Экстернат в Духовной академии – скорее исключение, чем правило. Ибо - «всему своё время… 

И так, ось судьбы в натальной карте (гороскопе) определяется положением Лунных Узлов – от Южного к Северному. Узлы всегда находятся в оппозиции, представляя собою два психологических полюса – исходный и необходимый. Задача человека уравновесить эту полярность. Положение Южного узла в знаке и доме гороскопа помогает определить врождённые особенности человека, его способности, таланты и качества, которые проявляются с лёгкостью и без усилий, естественно, неосознанно. Оно раскрывает глубинный психологический слой, наиболее укоренённые реакции на мир, зацикливаясь на которых, мы оказываемся во внутреннем тупике. Южный «полюс» гороскопа - это линия наименьшего сопротивления, а когда энергия не перетекает к нужному полюсу, она неизбежно скапливается на противоположном. Чем дольше человек остаётся в этом состоянии, тем больше возможностей для своей эволюции теряет. Вода, текущая с вершины горы к её подножью, выбирает этот путь как наиболее лёгкий. Но путь развития иной. Он требует от человека усилий в новом направлении, используя то, что дано ему по рождению. Это, новое направление указывает Северный узел, сообщая, как можно сгладить имеющиеся проблемы, и в полной мере использовать возможности, приготовленные судьбой. Однако, «звёзды склоняют, но не обязывают». Свобода выбора всегда остаётся за человеком.

В этом ключе интересен гороскоп гениальной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Она родилась под знаком Весов, 8 октября 1892 года.

Гороскоп Марины Цветаевой
Марина Цветаева, 8 окт.1892г. (ректификация Бориса Израителя)

Казалось бы, Весы… Какой лёгкий, дипломатичный психотип… Расположенность к миру искусства, вкусовая взыскательность, не конфликтность, влюбчивость, но лёгкая, без безумных страстей. Откуда этот глубинный трагизм в её мироощущении, непримиримость, высокий наэлектризованный накал внутренней жизни, так отчётливо прозвучавший в творчестве? Ответ на этот вопрос даёт ось судьбы в её гороскопе. Она проходит из Скорпиона к Тельцу.

Такое положение Узлов свидетельствует о воплощении страстного, мятежного духа, который смело выбрал тяжёлую судьбу. «Выбрал» – это отнюдь не метафора. Человек – пришелец из иного мира - мира духовного. Идя на воплощение, он выбирает, а точнее соглашается на его условия, какими бы тягостными они не были. Потому что, находясь там, перед лицом Бога, знает – земная жизнь - единственный путь очиститься и спастись. Но, придя в этот мир, мы забываем свои небесные зароки… 

Душа с «отработанным» Скорпионом переполнена болью и страданием, переживая их намного острее, чем радость. Её влечёт к таинственным сферам, к пограничным состояниям психики, к смерти, как ритуалу прекращения постылого бытия. Ей трудно отслеживать свои негативистские установки по отношению к миру и людям. Её могут раздирать ревность и пристрастность. Страдание – это тот душевный материал, которым она овладела в совершенстве. Она обращается с ним как скульптор с глиной. В крайних своих проявлениях – это мазохизм и сексуальная извращённость, магические способности, направленные на подчинение себе других. Сосуд души настолько переполнен духовными нечистотами и страстями, что душа почти задохнулась, решив в этой жизни очиститься и найти путь к свету. Но опрокинуть сосуд одним махом, очистив его, задача не из лёгких.

Марина Цветаева  и  Сергей Эфрон. Москва, 1911г.
Марина Цветаева  и  Сергей Эфрон. Москва, 1911г.
Человек с Южным узлом в Скорпионе видит негативный слой в каждой инициативе других, с детства знает периоды мрачных состояний души и депрессий. Отсюда максимализм поэтессы, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви в её стихах, неприятие повседневного бытия. Это человек, обладающий магнетической силой, притягивающей к нему людей. Страстность и максимализм во всём, что касается чувств, желаний, отношений. Но вблизи его страстность, склонность проявлять свои симпатии и антипатии в категорической форме, может разрушать эмоциональные связи с других людьми, принося цепь разлук и разочарований. 

Но как это проявлялось в характере поэтессы? Марина Цветаева - А. Бахраху: «Я никогда не давала человеку право выбора: или всё – или ничего, но в этом всё – как в первозданном хаосе – столько, что человек пропадал в нём, терял себя, и в итоге меня…» Из письма её мужа, Сергея Эфрона М.Волошину: «Марина – человек страстей гораздо в большей мере, чем Вам представляется. Отдаваться с головой своему урагану – для неё  стало необходимость, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас – неважно... Почти всегда, вернее всегда, всё строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина предаётся ураганному же отчаянью. …Что – неважно, - важно как. Ни сущность, ни источник, а ритм, бешеный ритм. Сегодня отчаянье, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаянье. И всё это при зорком вольтеровски циничном уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются. Всё заносится в книгу. Всё спокойно математически отливается в формулу. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая всё обращается в пламень. …Нечего и говорить, что я на растопку не гожусь уже давно». 

Из воспоминаний Марка Слонима: «Ей показалось, что я могу дать ей эту душевную поддержку… Но тут произошло столкновение индивидуальностей, темпераментов и устремлений. Во-первых, как обычно, МИ создала обо мне некую иллюзию… Поднявшись в заоблачную высь, она недолго в ней парила, и приземление, как всегда, причинило ей ушибы и страдания. Во-вторых, она от близких требовала безоглядной отдачи, безоглядного растворения, включая жертву, причём хотела, чтобы принёс её не слабый, а сильный человек, слабого она бы презирала».

А вот ещё, из воспоминаний о М. Цветаевой: «У неё был пафос страдания… Она часто говорила, что поэт – обречённый… Поэт должен гибнуть от общества, и от преследований общества она испытывала удовлетворение: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют».

Она ни как не могла примириться с жизнью. И может оттого, вела непрестанный диалог со смертью. Он сквозит в её стихах, прозе, письмах, в её монологах и невзначай обронённых фразах, оставшихся в воспоминаниях современников. Из письма С. Эфрона Волошину: «Марина рвётся к смерти. Земля давно ушла из-под её ног. Она об этом говорит непрерывно. Да если бы и не говорила, для меня это было бы очевидным» (22 января 1924 г.). 

С дочерью Ариадной. Париж 1925-1926г.
С дочерью Ариадной. Париж 1925-1926г.
Мария Белкина в своей книге «Скрещение судеб»: «Да, - сказала Марина Ивановна, - надо обладать высочайшим умением – жить, но ещё, быть может, большим умением – умереть! От человека слишком многое требуется!… Жить я никогда не умела и не хотела, я терялась в жизни, она меня не устраивала, даже смолоду!… Я ненавижу это христианское «Бог дал – Бог взял!» Раз дал – значит моё! Значит, я имею право распоряжаться сама!…И потом спрашивал ли он меня - хочу ли я именно такой жизни…»

Но вернёмся к гороскопу поэтессы. Один показатель, даже такой определяющий как Узлы, не может быть исчерпывающим. Он может смягчаться или подчёркиваться ещё двумя. Однако в рассматриваемом гороскопе, как и характере Марины Ивановны, всё слишком… 

Здесь акцентированы все «дома страдания» (в знаках воздуха), что бывает нечасто. В них находится пять из десяти планет гороскопа, включая Солнце в Весах. Это свидетельствует о ярко выраженном идеализме и индивидуализме. Такой человек интеллектуален, прекрасно владеет словом, умея точно и ёмко выразить в нём все градации эмоциональных состояний, способен оказывать влияние на других своими идеями и идеалами. Он не любит рутинную работу и ручной труд. В то же время – он склонен к скитаниям и разочарованиям. Судьба проводит его через болезненные ситуации, учит состраданию и смирению. Солнце в доме самоограничений и жертвенности в соединении с Сатурном, свидетельствует - воля человека должна быть направлена на безличное (самозабвенное) служение Абсолюту, и если человек этого не делает, карма принимает недвусмысленные меры для того, чтобы направить его по этому пути.

Смысл оболочки постоянного заточения, окружающей человека, заключается не в том, чтобы отделить его от мира, а в том, чтобы отделить его от собственных низших программ подсознания. Поражение Солнца дает жесткий кармический урок — внешний мир ведет человека по сложному, но четко определенному пути, и он должен научиться подстраивать свою волю под императивные веления Абсолюта, что достигается упразднением высокомерия и эгоизма. Этот человек — заложник Судьбы, и ему дозволяется реализация только внутренней свободы: внешние ограничения должны быть соблюдены. Волевой бунт здесь приводит к катастрофе (например, госпитализация или изоляция).

Проработка требует смирения и предопределяет необходимость жертв, главным образом, в форме ограничения свободы воли. Нужно научиться добровольно им следовать, воспринимая как указания на правильный путь. На низком духовном уровне — человека ждёт судьба узника обстоятельств или тюремщика своих близких. Главный скрытый враг такого человека — собственный волюнтаризм и его императивное «эго».

Ещё один «штрих» - Плутон, управитель Скорпиона, находясь в собственном доме, акцентирует сексуальность и склонность к крайностям: всё или ничего, усиливает тягу к власти над другими. А в соединении с Нептуном – может давать плохо проработанную систему нравственных ценностей. Человек может не ценить то, что получает от других, воспринимая это как должное. Но оборотной стороной такой позиции часто становится материальная нужна.

Марина Цветаева с сыном Георгием. 1935 год
Вот выдержки из дневниковых записей Марины Цветаевой «О благодарности»: «Я никогда не бываю благодарной людям за поступки – только за сущности! Хлеб, данный мне, может оказаться случайностью, сон, виденный обо мне, всегда сущность. …Благодарна я вне - лично, то есть там, где я помимо доброй воли человека и без его ведома, могу взять сама. … От того, что ты мне дал хлеба, я может быть стала добрее, но ты от этого не стал прекрасней. …Кусок хлеба от противного человека. Удачный случай. Не больше. Ем ваш хлеб и поношу. – Да. – Только корысть благодарна». 

В карте поэтессы один «скорпионовский» показатель наслаивается на другой. Марс (второй управитель Скорпиона), символизирующий борьбу и конфликтность, находится в Надире – в базовой точке карты. В глубине души такой человек держит агрессивность, тревогу, плохо осознаваемый негативизм, способный ранить близких. Марс находиться в диссонансе, говоря о конфликтной атмосфере в доме, ссорах, провоцируемых самим человеком. Жизненная позиция очень активна, но человеку нужно тщательно разобраться в истинном смысле своей активности. 

На низком духовном уровне - это идея активного и энергичного потребления окружающего мира - поедание своих близких или партнеров; жизненная позиция: «Мир по своему моральному облику достоин лишь того, чтобы я его использовал. Поскольку если Бог есть и меня сотворил, то я несу на себе его отпечаток, а значит - имею право быть таким, каков я есть». В домашних делах неумелость и склонность пускать их на самотёк. Из мемуаров о М. Цветаевой: «Дома у неё всегда был страшный бедлам. У неё в этом был даже какой-то запал и мазохизм. Вот какая я!» Следует отметить, что Марс, находясь в доме исхода, предупреждает о конце жизни полном сложностей, борьбы за существование, и возможности преждевременной смерти, в случае не выполнения своей духовной программы. 

Но и это не всё! В гороскопе Марины Цветаевой психологическая сфера Скорпиона акцентирована ещё трижды. Этот знак восходит в момент рождения, а значит – является ключевым - оказывает влияние на все сферы жизни, задаёт тип эмоциональных реакций на мир, наиболее заметные черты характера, внешнее «я». Но и этого мало! В завершении всего в Скорпионе восходит Уран – планета гениев и безумцев. 

Это делает человека независимым, непримиримым и радикальным, импульсивным и непредсказуемым, способным на неординарные и даже авантюрные шаги. Уран может давать гениальность в творчестве, но в жизни, энергетический поток, символизируемый этой планетой, бывает трудно держать под контролем. Нужно учиться предчувствовать уранические вспышки, и быть осторожным заранее — думать потом будет поздно. 

В довершение всего, в соединении с Ураном и Узлом в Скорпионе восходит Чёрная Луна, что придаёт всему гороскопу оттенок инфернальности. Чёрная Луна в любой карте указывает на главный кармический грех, и ситуации, «притянутые» человеком, которые будут провоцировать его повторение. При Чёрной Луне, самая тёмная программа подсознания, связана с потаканием собственным страстям, животным инстинктам. Карма требует отказаться от сладострастия, желания подчинять себе других, пристрастности и всех противоестественных пороков. Это запущенный механизм саморазрушения, который нужно остановить, чтобы не погубить свою вечную душу.
Марина Цветаева в Доме М. Волошина. Коктебель, 1911 год
Марина Цветаева в Доме М. Волошина. Коктебель, 1911 год

Здесь, наверное, стоит оговориться, чтобы не навлечь на себя, а точнее – на астрологию, гнев читателей-Скорпионов. Речь не о том, что Скорпион – это плохой знак, – плохих знаков вообще нет. Речь о ситуации, когда какие-то качества акцентуированы настолько, что становятся психологической и духовной проблемой, проявляются негативно. В рассматриваемом гороскопе – это качества знака Скорпион, а точнее - те тонкие психические сферы, которые он символизирует.

Но вернёмся к Урану в карте Цветаевой. Эта планета многое может поведать. Уран связан с сознанием. Его крайние состояния – гениальность или безумие (иногда это может совпадать). И хотя формально особенностями мышления, речи и письма «заведует» Меркурий, который в карте Цветаевой не связан с Ураном, именно Уран, вернее ураничность сознания поэтессы придала стилистике её поэтической речи неподражаемую самобытность. Характеристики Урана в Скорпионе – парадоксальность, поляризованность, необычность, стремительность, экспериментальность, ломка традиций. 

Поразительно, насколько характеристика поэтического стиля Марины Цветаевой, данная литературоведами, совпадает с урановыми, в её карте. Судите сами: «Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность; специфика языка отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Стилистические и лексические контрасты, необычный синтаксис, ломка традиционной метрики, эксперименты над звуком». Всё её существо было поляризовано и подчинено творчеству. Её гениальность – это её Уран. Но всё на свете имеет оборотную сторону…

В гороскопе поэтессы Уран, расположен в сфере «я», и находится в конфликте с психологической сферой «ты» и Луной по линии Узлов. Это говорит об отсутствии взаимопонимания с партнёрами, сосредоточенности на себе, своих желаниях, своём внутреннем мире, о неумение или не желании вести диалог, всерьёз «слышать» других. Такой человек является эгоцентриком, «одиночкой», сознающим свою собственную уникальную индивидуальность. Он никогда не обращает такого внимания на других, как на самого себя, хотя вряд ли признает это открыто. 

Из статьи Анны Саакянц «Марина Цветаева»: «Марина Ивановна не только не была «дипломатом», но сознательно шла на конфликт с не понравившимся ей литературным зарубежьем и никогда не присоединилась ни к одной группировке, отмежевавшись от «монпарнасцев» (Монпарнас был центром русской парижской литературной жизни)». Мария Белкина о Цветаевой: «…Со своими собратьями по ремеслу, интеллектуалами, зачастую обходилась круто. Не берусь, судить умела ли она вести спор, выслушивать все за и против. Хватало ли у неё на это выдержки, терпения, а главное, желания. У меня осталось впечатление, что она была нетерпима к мнению, противоположному её собственному». 

Человеку с такой акцентуацией гороскопа свойственно упрямство и лабильность в эмоциях. Его частые внезапные перемены в настроениях и поведении приводят людей в замешательство. Ненадежность может довести семью и родных до отчаяния, до разрыва отношений. Нервная напряженность, раздражительность, неожиданные новые знакомства, которые скоротечны. Неустойчивая семейная жизнь, частые смены местожительства. Поиски необычных переживаний, что стоит времени и энергии, а на важные дела времени не остается, приходится идти на разрыв или конфликт в семейных отношениях, чтобы удовлетворить потребности в приключениях. 

Из письма С.Эфрона Волошину: «Все её мысли с другим. Отсутствие другого подогревает её чувства. …Сейчас живёт стихами к нему. По отношению ко мне слепота абсолютная. Невозможность подойти, очень часто раздражение, почти злоба. …Жизнь моя сплошная пытка. Каждый последующий день хуже предыдущего. …Стараясь внешне сохранить форму совместной жизни, она думает меня удовлетворить этим. …Всё вокруг меня отравлено. Ни одного сильного желания – сплошная боль». 

Южный узел в Скорпионе в карте Марины Цветаевой «педалируется» настолько, что достигает апогея, символизируя свою глубинную дилемму – смерть или трансформация. Третьего не дано… Здесь всё через край, на пределе допустимого. Гороскоп создаёт ощущение последней или просто отчаянной попытки духа, выйти из рабства собственных страстей, к свету и радости, примирив себя с миром и Богом. 

Марина Цветаева Но если трансформация (духовное преобразование), - то, как узнать во что, каким путём и где черпать духовное силы при таком неумолимом раскладе? А если смерть, то не был ли её добровольный уход из жизни одним из двух возможным решений? На этот вопрос астрология даёт однозначный ответ – нет. Смерть – это прерогатива не человека, пусть даже гениального, а Бога, - только он устанавливает сроки. Суицид никогда не является частью божественного плана относительно человека. Самая возможность самовольно покинуть этот мир является манифестацией свободы воли, дарованной человеку Богом, в надежде на его духовную зрелость. Как бы не была тяжела ноша, Господь не положит на наши плечи больше, чем мы способны вынести – «крест даётся по силам»… 

Значит, остаётся единственный путь – духовная трансформация, а это - изменение своего отношения к миру и бытию вообще, чтобы снизить порог боли, и не разрушиться в жестокой схватке с жизнью. (Когда мы находим путь эволюции своего духа, порог боли и острота проблем снижается). Но тогда остаётся и вопрос: как, каким образом? На этот вопрос даёт ответ Северный узел в Тельце в доме партнёрства.

В карте Марины Цветаевой он символизирует необходимость обретения внутренней гармонии, выход из удушливых состояний обречённости и не примирённостью с жизнью навстречу миру, через творчество и сотрудничество с другими людьми. Задача такого человека научиться подчинять свои интересы, интересам других людей. Это смирение и любовь к ближнему. Ему нужно обрести душевную гармонию, своё умение наслаждаться чувственно, перевести в умение наслаждаться самыми обыденными, повседневными вещами, снимая этим внутреннее напряжение, не драматизируя, а напротив, разряжая психическую взвинченность.

Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Прага, 1924 г.
Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Прага, 1924 г.
Реализация недюжинного литературное дарование, в её судьбе не является основной задачей и целью. Потребность преобразовать свою боль и страсть в поэзию, должны были только дать выход наэлектризованным эмоциональным состояниям, помогая душе на пути эволюции. Бессмертная душа человека, её спасение из лап саморазрушения – вот смысл и основополагающая задача её судьбы. Бессмертие литературного наследия, известность или внешний успех, - для Бога только средство, но никогда - цель. Как важно поэту, творческому человеку в любой области, не забывать, что он не генератор, а только проводник потока. Не он является источником, он - тот, кто черпает из источника… 

В Духовной Академии ценится усилие, направленное на нравственное самосовершенствование - эволюция духа важнее реализации дара, данного тебе по рождению. Иначе, источник может иссякнуть или не будет сил и возможности обращаться к нему… К сожалению, все существующие документы: письма поэтессы и её близких, воспоминания о ней современников, опубликованные страницы её дневников, её жизнь и печально известный уход, свидетельствуют о том, что её духовная задача оставалась не решённой. И потому Судьба, всё больше уводила её от возможности писать стихи, для которых требовалось не только время, но и испепеляющее пламя…

Обратимся к фактам. В тридцатые годы главное место в творчестве Цветаевой стала занимать проза. Тому было множество объективных причин. Сама Марина Ивановна говорила об этом так: «Эмиграция делает меня прозаиком», - стихи всё труднее было устроить в печать, над ними дольше и труднее работать («Стихи не кормят, кормит проза»). Вместе с тем она признавалась, что у неё было всё меньше душевного «времени на чувства», а чувство как раз требует времени и сил. Её способность «зажигаться» от людей, будила страсть, которая горела и сжигала, давала импульс творчеству, но это пламя не давало Света… Эти состояния были губительны для духа, их огонь блистал инфернальным отливом. 

Б. Пастернак о Цветаевой: «Она удивительный поэт, необычайной силы поэт, но она и в жизни живёт преувеличениями: у неё и керосинка пылает Зигфридовым пламенем, так нельзя! Так можно устроить пожар, загорится дом… И потом ещё, что касается духовной области – она приверженица абсолютной монархии и монархом признаёт исключительно себя!»

Портрет М. Цветаевой
Портрет М. Цветаевой
В попытке вывести человека из состояния замкнутости на себе, Абсолют может посылать ему недвусмысленные сигналы в виде недовольства близких людей, обращая его внимание на их насущные потребности или призывая считаться с их мнением и условиями. Если человек продолжает оставаться на своём Южном полюсе, это приводит его к дезинтеграции с миром, следствием чего могут стать непонимание, идущее из внешнего мира, а порою даже враждебность. Всё это медленно и болезненно продвигает его по пути эволюции. 

И если в творчестве поэтессы наступила длительная пауза, то в её внутренней жизни, в последние годы, началась пусть вынужденная, но постепенная смена акцентов. Да, она уже мало писала стихи. Но она посвящала себя заботам о сыне, носила передачи мужу и дочери, которые к тому времени уже были в сталинских застенках, всё свободное время, занимаясь переводами, чтобы заработать на жизнь. В переводах она так же стремилась к безупречности, как и в своих собственных стихах. На вопросы о том, что написано её в последнее время, отвечала: «Стихи сами не пишутся. На это нужно время, а его нет». 

Но в 1939 году, после возвращения в Россию, она, фактически, оказалась в изоляции. Вот запись из её дневника, сделанная за год до смерти: «Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность, исконная отвратительность воды». Скорпионовская акцентуированность личности у Цветаевой выражена необычайно сильно, психика всё время на грани срыва. И последний период жизни она уже находилась в состоянии прогрессирующей депрессии. 
                  
Осенью 1940 года поэтесса пишет: «Никто не видит – не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами – крюк». Потом начало войны, эмиграция в глухую провинцию, где она не могла найти работу. Паустовский рассказывал о её отъезде в Елабугу: «Пастернак пришёл к ней помочь укладываться. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, выхваливал её крепость и пошутил, что она всё выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева повесилась на этой верёвке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку». Поэтесса держалась до тех пор, пока считала, что необходима сыну. Когда же ей показалось, что сыну она только мешает, жизнь лишилась последнего смысла. 

На берегу Оки, в любимом городе Марине Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962г.
Так уж повелось, что люди творческих профессий – группа суицидального риска. В книге «Писатель и самоубийство» Григорий Чхартишвили (Б.Акунин) пишет: «Самоубийство писателя – это нередко ещё и полемика с Абсолютом. Художник, творец – это Демон, любящий Бога, но отказывающийся быть Его слепым орудием, жаждущий разговора на равных, диалога. За эту дерзость без конца низвергаемый в грязь и ничтожность своего человеческого происхождения, художник вновь и вновь взмывает вверх на крыльях творчества. Но силы, разумеется, неравны». 
Вот строки поэтессы, написанные за два года до смерти, где она даёт отповедь Всевышнему:

«Не надо мне ни дыр
ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ».

Однако, Господь никогда не ставит своей целью погубить человека.
Уйти из жизни добровольно – это добровольный выбор, а не план Свыше.
И, в этом смысле, Марина Ивановна права:
«Поэтовы затменья не предугаданы календарём»…


Литература:
1. Мария Белкина «Скрещение судеб»,
2. Григорий Чхартишвили «Писатель и самоубийство»
3. Марина Цветаева Сочинения в дву-х томах, Москва, 1988 г.