Венера и Марс |
Подобие Человека и Космоса
– главный принцип астрологии. Когда астрологи говорят о влиянии планеты на
человека – это жаргон, потому что на самом деле в астрологии речь идет не о
влиянии планет, а о соответствии и взаимосвязи космических явлений с
биологическими и психическими.
В этом материале представлены выдержки из двух глав книги Дейна Радьяра «Планеты и личности. Астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем». Дейна Радьяр стремился теснее связать
современную психологию и астрологию. В этом астро-психологическом исследовании
астрология дает структуру, а психология содержание. Первая
часть – выдержки из главы «Марс, Венера и эмоциональная жизнь»,
вторая – глава «Венера в карте рождения».
Марс, Венера и эмоциональная жизнь
Знаки зодиака, которыми в традиционной астрологии
управляют Марс и Венера, помогают понять смысл и направленность двух основных
аспектов эмоциональной жизни современного человека. Один из этих аспектов
относится к весне, другой к осени. Марс и Венера управляют началом этих времен
года: Овном-Тельцом и Весами-Скорпионом. Марс управляет первым знаком весны,
Венера вторым; Венера управляет первым знаком осени, а Марс вторым. Это
соотношение несет в себе глубокий смысл и чрезвычайно значимо практически. В нём
проясняется разница между весенней и осенней жизнью. Первой свойственна
импульсивность Марса, второй – воспринимающая способность Венеры, в которой
деятельность того или иного рода интегрируется, а затем, следующей весной,
высвобождается через новые каналы.
Сущностные качества весны и осени фокусируются в
точках равноденствия: в начале Овна и Весов. Появление, символизируемое Марсом,
и преображение, символизируемое Венерой, образуют два полюса развертывания
индивидуальной личности человека. Эмоциональная жизнь индивида поляризуется
именно этими двумя тенденциями, двумя силами. Он стремится обнаружить и понять
в своем Я выявленную и обособленную индивидуальную личность.
В Весах человек сознает свое социальное, культурное
и духовное родство с другими людьми; сначала с конкретной общностью и
культурой, затем со всем человечеством. В Овне же человек стремится выйти в
широкий мир, заботясь, прежде всего об утверждении себя в себе, то есть,
проецируя и выражая индивидуальность, которую он чувствует внутри себя, но
которая не перешла еще с первой стадии выявления из коллективной утробы. Овен,
управляемый Марсом, представляет поэтому движение вовне, в пространство; а
Весы, управляемые Венерой, движение вовнутрь, к некоторой общей реальности.
Марс является первой планетой снаружи от земной орбиты, так что в нем фокус
всякого направленного вовне выражения. Венера является первой планетой внутри
земной орбиты, и, значит, она фокус всех попыток достижения центра, то есть
Солнца.
Марс ворота к внешнему пространству; Венера врата к
Солнцу. Эмоциональная жизнь человека колеблется между двумя путями, ведущими
через эти врата. Это колебание –нормальное и спонтанное движение. Ненормальным
оно становится, когда на этих путях возникают препятствия, когда ущемляется или
отклоняется течение энергии бытия, когда тормозится осуществление внешних или
внутренних желаний индивидуальной души. Тогда развиваются напряжения,
извращения, страхи, пораженчество и, в конечном результате, комплексы.
Сам комплекс как сущность с набором физических
черт, наименованием и характерной моделью определяется в гороскопе человека
главным образом парой Сатурн-Луна, ибо Сатурн относится
к структуре поля сознания, а Луна к энергии, действующей в
пределах этого физического поля активности и через него, то есть в нашей
внутренней жизни. Сатурн и Луна относятся также к основе организации
человеческой психики, которую определяют наследственность и среда индивида, а
также (в терминах психологического поведения) его взаимоотношения с образами
отца и матери в той же мере, как и его взаимоотношения с действительными
родителями.
Однако, положение Сатурна и Луны в карте рождения и
специфические черты, ассоциируемые с ними, не расскажут нам адекватно и во всех
деталях о причине и природе всех возможных комплексов в личности. Реальный
комплекс возникает из повторяющегося опыта, когда родители или общество наносят
личности ущерб, или из опыта фрустрации по поводу органических дефектов того
или иного рода. За комплексом надо уметь видеть характерные особенности
внутренних ментальных установок и, что еще важнее, эмоционального
функционирования. Именно оно занимает сейчас наше внимание. Мы коснулись
проблем эмоциональной жизни; и Марс и Венера являются основными
астрологическими символами (некоторые астрологи сказали бы определяющими
факторами) эмоциональной жизни, то есть тех путей, на которых репродуктивные
энергии жизни и желания индивидуальной души ищут выражения и удовлетворения.
Мы уже отмечали, что они действуют в двух основных
направлениях: вовне (Марс, управляющий Овном) и внутрь (Венера, управляющая
Весами). Но этого будет недостаточно, если не рассмотреть более полно природу и
субстанцию самих желаний и их взаимосвязь с функциональными побуждениями
биологического воспроизведения. Импульсы или побуждения, которые характерным
образом действуют в живых организмах ранней весной во время символической фазы
Овна, можно определить термином прорастание. Овен является символом всех
процессов прорастания и не только на биологическом, но на психологическом и
даже космологическом уровнях. А прорастание предполагает семя. Это прорыв
субстанции семени, высвобождение энергии, содержащейся внутри; вещество и
энергия распространяются вовне по определенному плану органического роста,
таинственно содержащемуся в семени.
Наука обоснованно утверждает, что не бывает
зарождения жизни из ничего. Астрологи, по примеру историков (вроде Освальда
Шпенглера или Арнольда Тойнби), обычно начинают зодиакальные циклы (или циклы
культуры) с появления новых форм, то есть с процессов прорастания в Овне. Но
прорастание, начинающее новый цикл, предполагает семя, которое появилось на
вершине какого-то предшествующего цикла, и я хотел бы добавить не обязательно
непосредственно предшествующего данному циклу. Венера управляет семенами и
вегетативными процессами; но это безусловно, не та Венера, которая управляет
женским знаком Тельца (ее ночным домом в средневековой терминологии) знаком,
который дает субстанцию процессам, начавшимся в Овне. Речь идет об осенней
Венере, управляющей мужским знаком Весов знаком, который ведает (символически,
по крайней мере) завершением вегетативного процесса и высвобождением (падением
или сбором) семени растения, или другого органического целого какого бы то ни
было уровня.
По традиции считается, что за волей стоит желание,
то есть человек способен проявлять свою волю лишь относительно того, чего
желает. Но можно пойти и дальше: человек может хотеть лишь того, что он
научился (от других или на собственном опыте) ценить. *(Можно возразить, что
человек может желать того, что он знает как малоценное. Однако, тот человек,
который желает, и тот, который знает, являются в действительности разными
личностями, и само утверждение указывает лишь на внутренний раскол в человеке.
Та часть, которая желает якобы малоценного объекта или события, в
действительности ощущает его как огромную (хотя, возможно, трагическую или
насильственную) ценность. Человек может знать, что когда-нибудь другие и,
возможно, противоположные цели и объекты покажутся ему более ценными, однако,
когда он приступает к действиям, ценность желаемого объекта, к которому
направлено действие, должна представляться большой и значимой как раз тому в
человеке, что направляет его поступки).
Итак, осенняя Венера управляет первой,
основополагающей фазой в развитии чувства ценности. В этом чувстве ценности берут
начало культура и этика любого человеческого сообщества, а также индивидуальный
характер любой отдельной личности. Как уже было отмечено, в биологически
продуктивном сексе (а символически он фокусируется Тельцом) главными деятелями
являются мужское и женское семя, сперматозоид и яйцо; желание по сути своей
сконцентрировано в самих органах воспроизведения. Желание изначально является
желанием эндокринных желез, гормонов и семени и лишь вторично (более
поверхностно, и если оно вообще присутствует) желанием сознательной
индивидуальной души.
Но там, где мы имеем дело с персонализированным и
сознательным человеческим проявлением пола (то есть в Скорпионе), желание
будет желанием индивидуальной души или, по крайней мере, организма как целого;
и оно, по существу, является не желанием внешнего действия (хотя мышечная
деятельность и видимые движения могут иметь место), а желанием
психологического единения и конкретного выражения ценности, которую
символизирует Венера.
Сандро Боттичелли. Венера и Марс. 1483. Национальная галерея, Лондон |
В большинстве случаев, сексуальное влечение у современного цивилизованного человека вызвано психологическими причинами в значительно большей мере, чем биологическими. И в значительно большей мере оно является желанием человеческого единения (и часто бегством от индивидуальной самости и чувства трагической изоляции), чем желанием самовоспроизведения в потомстве независимо от того, соглашаются с этим участники полового акта или нет. И лишь приняв это во внимание, психолог может надеяться распутать клубок комплексов и фрустраций эмоциональной жизни современного человека.
Психоаналитик видит результаты фрустраций, страхов или дегенеративных процессов в теле-уме (то есть в целостной личности) своих клиентов. Он, естественно, стремится сконцентрировать внимание на том, что психическая энергия (так называемое либидо) порицается и вытесняется в подсознание («личное бессознательное» по Юнгу), где становится разъедающей и взрывоопасной. Отсюда распространенное представление о том, что как только подавленному либидо разрешено течь свободно, все уже хорошо. Бездумная вульгаризация фрейдовского подхода к этой проблеме явно не принимает во внимание тот факт, что символизируемое Марсом либидо (латинское слово означает просто желание) само по себе является лишь результатом, а не причиной. Либидо есть истечение чего-то откуда-то. Нужно выяснять не столько то, что случается с этим истечением (где и как оно появляется, что ему препятствует, почему оно истощается и прочее), сколько то, что относится к его источнику, на каком уровне первоначально локализован этот источник и какого типа факторы в нем действуют.
Именно этим должен заниматься астролог, рассматривая прежде всего натальную Венеру (а также относящиеся к ней прогрессии и транзиты), затем Марс и, наконец, взаимоотношение этих двух планет в натальной карте и его развитие через прогрессии и транзиты. Сами положения в карте рождения надо рассматривать как фазы определенного цикла, который начинается до рождения человека в момент последнего соединения этих планет. Иными словами, отдельное суждение относительно Марса или Венеры не столь значимо для понимания эмоциональной жизни личности; эти планеты следует брать вместе и в соотношении с парой Сатурн-Луна, которая всегда имеет тенденцию кристаллизовать различного рода затруднения, возникающие во взаимоотношении Марса и Венеры, в психические сущности (комплексы).
Прежде чем мы займемся некоторыми астрологическими указаниями на то, как символизируемые Венерой и Марсом функции действуют в личности, необходимо прояснить значение этих функций и первоначальное качество их действия.
Венера и Марс непосредственные соседи Земли, и они
символизируют наиболее интимные факторы личной жизни непосредственность и
спонтанность бытия (понимается ли бытие на родовом и биологическом уровне, или
же с точки зрения индивидуализированной психологической самости). Рассматривая
Юпитер и Сатурн, мы имеем дело с тем типом человеческой деятельности, который
мотивируется какими-то уже установленными взаимоотношениями, направлен на
соответствие чему-то (Сатурн) и ассимиляцию или преодоление чего-то (Юпитер).
Сатурн, как символ отца, представляет чувство безопасности, поскольку тот, кто
полагает, что хорошо соответствует обществу, чувствует себя в безопасности и
обычно благодаря деятельности отца ребенок находит свое место в определенных
взаимоотношениях классов, занятий и доходов в обществе в то время, как в матери
(Луна) он находит пример (удачный или неудачный) умения приспособиться к тому
месту, которое определено Сатурном-отцом. Но что же это такое в человеке, что
должно приспосабливаться к месту в обществе, к традициям и культуре вообще к
тому, за что отвечает Сатурн? С чего начинает ребенок? Что делает человека
естественным и спонтанно действующим, без какого бы то ни было соотнесения с
местом или функцией в пределах установленной группы, просто потому, что он есть
то, что он есть?
Хотя немало найдется мыслителей-материалистов,
верящих в то, что наследственность и среда полностью определяют человека,
немногие откажутся признать, что в каждом человеке есть элемент личной свободы
и чистой спонтанности бытия, хотя бы слабый и беспомощный. Есть область, в
которой человек чувствует, что «Я есмь Я», и из которой он исходит в своем
подлинном самовыражении, направленном к тому, что представляется ему добрым,
ценным и совершенным.
"Венера и Марс". Бонавентура Дженелли (1798 -1868), Германия |
Этой областью интимного бытия ведают Венера и Марс.
Венера устанавливает характер и основное качество внутреннего и
непосредственного постижения самости и ценности, Марс желание и способность
выражать это в действии, принимая во внимание другие факторы лишь в той мере, в
какой они помогают или препятствуют индивидуальному действию. Эмоциональной
жизнью можно назвать двусоставное проявление этого непосредственного чувства
индивидуального бытия, желания и усилия выразить его в действии. Эмоциональная
жизнь, понимаемая таким образом, проявляется на трех уровнях.
На биологическом и родовом уровне эмоциональная жизнь представляет
собой проявление органического бытия и деятельности желез; она зависит от
гармонического или дисгармонического состояния (Венера) органов, желез и систем
тела и это состояние определяет возможность высвобождения (Марс) гормонов,
флюидов, а также ядов внутри и вовне организма.
То же самое двойственное действие можно наблюдать
на социокультурном уровне, там, где есть коллективные чувства и
коллективные способы мышления, в той мере, в какой коллективные факторы
принимаются как данность, как несомненная внутренняя часть самости человека в
той, следовательно, степени, в какой Я отождествлено с ними. Например, чувство
первородного греха и порочности человеческой природы, мысль, что некрещеные
люди суть язычники все это коллективные факторы, в которые типичный пуританин
верует столь интимно, что они окрашивают характер и качество самого чувства «Я
есмь Я» (Венера) и определяют непосредственные спонтанные реакции человека на
жизнь (Марс).
Существует также уровень
подлинно индивидуальной души, на котором человек постигает свою
внутреннюю самость с точки зрения ценностей (Венера), которые он сам открывает
и выбирает и согласно которым он как индивид поступает (Марс).
Венера и Марс могут действовать на всех трех
уровнях в одном человеке. Во многих случаях они действуют на этих трех уровнях
одновременно, из-за чего могут возникать конфликты между ценностями,
установленными на каждом из уровней, поскольку личность не интегрирована, то
есть ценности, установленные на одном уровне, не определяют все поведение
личности, по крайней мере, в данное время.
Отсюда видно, как непросто составить полную и
достоверную психологическую картину эмоциональной жизни человека по его карте
рождения; ведь даже если предположить, что значение Марса и Венеры (и
соответствующих астрологических факторов) будет хорошо понято по их
расположению в карте рождения (плюс прогрессии и транзиты), все равно трудно
будет оценить, на каком уровне центрирована личность, на каком уровне обычно
действуют Марс и Венера, а что еще более важно на каком уровне они действуют в
конкретной стрессовой ситуации.
С другой стороны, преимущество астролога перед
обычным психологом состоит в том, что он может знать основной характер функции
Венеры и Марса на любом уровне и при любых обстоятельствах. Правда, это знание
не позволит астрологу точно предсказывать, что будет чувствовать и как
будет поступать человек в определенный момент – никогда не следует забывать это
положение! – но это дает ему возможность более полно понимать, почему и
как тот чувствует и действует. А такая возможность может стать основанием для
мудрого суждения и полезного совета но ведь только их и может предложить
астролог тем, кто обращается к его услугам.
Венера в карте рождения
За любым желанием действовать и выражать свое Я
внешним образом (Марс), стоит некая ценность, некое побуждение, направляющий
образ или чувство какой-то психологический фактор, относящийся к функциям
Венеры. Говоря символически, Марс относится к процессу прорастания на всех
уровнях; прорастание же предполагает семя. Венера управляет семенами: семенем
биологических организмов так же, как соответствующими факторами в сферах
психологической, ментальной и духовной деятельности. Подобно тому, как в истоке
каждой культуры и религии лежит несколько фундаментальных зерен-идей, архетипов
(Юнг) или первичных символов (Шпенглер), так каждый человек обусловлен в своем
поведении (Марс) немногими основными образами, чувствами или личными
лейтмотивами, которые он строит в своей душе на ранних стадиях жизненного
опыта.
Если позволить им кристаллизоваться и приобрести принуждающую
бессознательную или полусознательную силу, они примут форму психологических
комплексов. Но даже если они останутся под контролем и воздействием нового
опыта, большего знания или мудрости, все равно это будет сила, стоящая за
троном эго, обусловливающая желание самовыражения во внешних действиях.
Венера в качестве позитивного фактора внутренней
жизни человека, определяющего поведение соотносится главным образом с
зодиакальным знаком Весов (своим дневным домом) и осенним равноденствием это то
символическое время, когда зрелое семя покидает растение, которое его породило.
А Венера, управляющая весенним знаком Тельца (своим ночным домом), подчинена
позитивному Марсу в Овне энергии, сосредоточенной в периоде весеннего
равноденствия. Здесь Венера дает субстанцию импульсу и внешней инициативе,
которые символизируются Марсом, как женщина, которая приносит ребенка мужу,
делает конкретным его желание проявить себя в потомстве. Таким образом, Венера
в ранних весенних знаках зодиака во многом зависит от функции Марса, которая
дает ей направление и цель; это Венера в роли инстинктивной силы плодородия. А
в осенних знаках Венера приобретает весьма позитивную побудительную энергию,
которая становится преобладающей (к лучшему или к худшему) в эмоциональной
жизни.
Двойственность возможной интерпретации
зодиакального положения Венеры не исчерпывает, однако, возможных поляризаций
этой функции. И древняя мифология и традиционная астрология рассматривали Венеру
в двух ролях: вечерней звезды и утренней звезды Венера-Гесперус (от гесперос
западный) и Венера-Люцифер (буквально носитель света); Венера, видимая на
западном небе непосредственно после заката, и Венера в восточном небе на заре,
возвестительница восхода. Венера-Гесперус это та планета, зодиакальная долгота
которой превышает долготу Солнца (например, Солнце в 0° Весов, Венера в 10° Весов); зодиакальная
долгота Венеры-Люцифера меньше долготы Солнца ведь она восходит перед
Солнцем.
Этой двойственности Венеры уделяли, к сожалению,
слишком мало внимания кроме, может быть, астрологов, занятых алхимическим
символизмом. И напрасно: в этом дуализме можно найти огромное богатство
значений, если тщательно соотнести его с психологическим анализом эмоциональной
жизни и (весьма вероятно) с секреторной деятельностью физического организма.
Венера-Люцифер, утренняя звезда, восходящая перед
Солнцем, относится к тому типу эмоциональной деятельности, который,
символически говоря, опережает самость. Это не обязательно экстравертивный,
особо интенсивный или несдержанный тип эмоциональности, хотя часто общая
тенденция именно такова. Это тип человека, выступающего навстречу миру, прежде
всего, навстречу другим людям с жадным ожиданием, как если бы сама жизнь
зависела от результата встречи; если, однако, это ожидание кончается
разочарованием, человек может выглядеть внешне холодным и замкнутым, но это
лишь маска самозащиты.
В Венере-Люцифере представлено качество юношеских
переживаний. Струны чувств натянуты до предела. Преобладает ощущение личной
неуверенности; чувства служат руководителями и указателями. Позднее, возможно,
эти чувства получат более зрелое и респектабельное наименование интуиции,
однако природа процесса остается по существу той же. Человек чувствует ситуации
и людей в акте почти непосредственного этического суждения. Они хороши или
плохи конкретно для него и в конкретное время. Он действует по чувству,
как ему надо действовать, очень часто заражая своим чувством, своим теплом. К
этому типу принадлежат (если выбрать наугад) Уолт Уитмен, Рихард Вагнер,
Винсент Ван Гог, Жан-Жак Руссо, Наполеон I, Муссолини, Мария Монтессори
(великий педагог), Ф. Рузвельт; такова Венера в карте рождения США.
Венера-вечерняя звезда является символом чувства после действия, того типа эмоции, которая возникает из суждения о совершенном действии. Суждения этого типа обычно ранжированы; действие является испытанием, и мудрец-в-душе выносит суждение и оценивает человека действия после изучения события. Суждение это либо эстетическое (то есть оно рассматривает ценность взаимоотношения между всеми значимыми факторами ситуации), либо законническое (то есть соответствующее традиционным нормам и прецедентам).
Венеру-Гесперус теоретически можно назвать указанием на большую эмоциональную зрелость или мудрость; однако, в действительности эта зрелость может быть зрелостью изменения жизни, тем временем, когда комплексы человека захватывают его и вовлекают в жестокий психологический кризис. На самом деле, многие люди с Венерой, восходящей после Солнца, могут быть очень эмоциональными, но эта эмоциональность не так спонтанна и непосредственна, как в тех случаях, когда Венера в карте рождения является утренней звездой. Это напряженная, возможно страстная, а временами разрушительная эмоциональность ведь когда в эмоциональной деятельности наличествует эксцесс или насилие, эти эксцесс или насилие являются как раз вторичным результатом фрустраций и страхов.
В других случаях Венера-Гесперус обозначает тип
эмоциональной жизни, подверженной сильному влиянию традиционных, культурных или
духовных ценностей, это эмоциональная жизнь аристократов. Перечень известных
людей, рожденных в то время, когда Венера была вечерней звездой, включает
Вашингтона, Джефферсона, Вудро Вильсона, Генри Уоллеса, Е.П. Блаватскую, Фрэнсиса
Бэкона, Эйнштейна, У. Черчилля; такова Венера в натальной карте Англии и
Соединенного Королевства.
Интересный пример различия между Венерой-Люцифером
и Венерой-Гесперус мы найдем в разнице между двумя картами: на время
провозглашения Декларации Независимости и на то время, когда конституция была
принята фактически, ратифицирована девятью штатами. В первом случае, Венера
утренняя звезда (21 июня 1788 года); во втором она далеко позади Солнца.
Декларация Независимости принималась в состоянии эмоционального подъема,
эмоциональной интенсивности и была возвещена, не став еще действительной
реальностью; формулирование и ратификация ее проходили в затяжных дискуссиях по
поводу ценности федерализма. Однако, в карте Инаугурации, 30 апреля 1789 года,
Венера вновь становится утренней звездой. Период дискуссий закончился, новое
начало было положено и новое спешащее вперед чувство устремилось к
самовыражению как национальное единство во главе с Президентом.
Утренняя Венера создает магнетические поля и
архетипы, то есть дает форму духовному высвобождению солнечной энергии,
источнику всех проявлений причем не конкретную, физическую форму (которая
относится к сфере Сатурна), а архетипический духовный паттерн энергии, сеть
электро-магнетических сил.
Человек с сильной Венерой-Люцифером в карте
рождения естественным образом стремится проецировать в мир свое видение и цель
жизни, навязывать окружающим ритм своего сущностного бытия. Он чувствует себя
возвестителем, рупором Бога, эмоционально и часто с гордостью изливает себя в
своих созданиях. Это эмоциональное излияние может быть нейтрализовано другими
факторами в целостной личности другими планетами или негативными аспектами
Венеры: однако, даже будучи фрустрированным, оно обычно выделяется как
характерный элемент.
Люди, рожденные с вечерней Венерой, могут быть по
виду столь же эмоциональны, как и те, кто рожден с утренней Венерой; но даже и
в этом случае, обычно можно найти какой-либо фундаментальный комплекс
неполноценности или материнский комплекс, который личность стремится
отреагировать в агрессивной манере, или чрезмерным творческим проявлением.
Типичен в этом смысле Теодор Рузвельт, в карте рождения которого Венера восходит после Солнца; его личность несла на себе отпечаток оппозиции восходящего Марса к Луне и Солнца в Скорпионе. Венера в Стрельце образует оппозицию к Юпитеру и квадрат к Нептуну (обе планеты ретроградны), находится она в начале XII дома. Добавьте к этому, что Сатурн находится в квадрате к оппозиции Плутона с соединением Солнца и Меркурия и вы получите картину крайнего напряжения. Тедди Рузвельт был способен высвобождать энергии, порожденные этим напряжением, и избегал при этом разрушения, но это высвобождение несло на себе черты агрессивности отсюда политика большой дубинки.
Типичен в этом смысле Теодор Рузвельт, в карте рождения которого Венера восходит после Солнца; его личность несла на себе отпечаток оппозиции восходящего Марса к Луне и Солнца в Скорпионе. Венера в Стрельце образует оппозицию к Юпитеру и квадрат к Нептуну (обе планеты ретроградны), находится она в начале XII дома. Добавьте к этому, что Сатурн находится в квадрате к оппозиции Плутона с соединением Солнца и Меркурия и вы получите картину крайнего напряжения. Тедди Рузвельт был способен высвобождать энергии, порожденные этим напряжением, и избегал при этом разрушения, но это высвобождение несло на себе черты агрессивности отсюда политика большой дубинки.
Когда Меркурий по карте рождения восходит перед
Солнцем, а Венера после Солнца, то Меркурий часто может подменять собой
люциферианский аспект функции Венеры. Ментальная гордыня (смешанная с
эмоционализмом) замещает типичную эмоциональную гордость люциферианского эго.
Эмоции используются как средства для целей ума, поскольку фундаментальное
ощущение эмоциональной неуверенности будет запрещать спонтанное проявление
теплоты чувств типичной люциферианской Венеры. Различить, что в личности идет
от ума, а что от эмоций, на самом деле трудно однако, астролог, тщательно
изучивший положения Меркурия и Венеры по отношению к Солнцу, сможет
ориентироваться в лабиринте сложной психологической природы со значительно
большей уверенностью, чем обычный психолог, который рассматривает лишь
эмпирические результаты (по рассказу клиента, по наблюдению за его поведением и
внешним видом и прочему), а не изначальный структурный паттерн личности карту
рождения.
Дуализм иного рода обнаруживается в
противопоставлении ретроградного движения Венеры директному. Я уже отмечал, что
значение директного и ретроградного движения планет вытекает из того, что
директная планета движется в направлении Солнца и Луны (символов биполярной
жизненной силы), а ретроградная против них. Ретроградный Меркурий вовсе не
обязательно указывает на слабый, тусклый или ленивый ум, но на ум, который в
основном действует в противовес инстинктивной природе и течению жизненных сил.
Когда Меркурий ретрограден, можно обнаружить, что жизненные побуждения
(импульсы Солнца) контрастируют, а возможно и конфликтуют, с наиболее
характерными тенденциями ментальной деятельности однако это положение дел как
раз может оказаться условием для духовного роста и развития личности на
определенной стадии. Тот же анализ применим в случае ретроградной Венеры, с
той, однако, разницей, что Венера и Марс ретроградны лишь на небольшом отрезке
их синодальных циклов. Цикл между двумя верхними соединениями Венеры
и Солнца длится в среднем 584 дня (около года и семи месяцев), а его
ретроградная фаза (во время которой происходит нижнее соединение) лишь около 6
недель. Это самый краткий период, когда планета движется ретроградно,
относительно продолжительности ее полного цикла; следовательно, с ретроградной
Венерой люди рождаются реже, чем с другими ретроградными планетами.
В этом факте должен, очевидно, быть смысл. Говоря
психологически, речь идет, в первую очередь, о тесной связи между жизненной
силой и эмоцией. Венера и Марс представляют собой наиболее непосредственное и
интимное выражение личной жизни, постижение в чувстве и действии того, что Я
есмь Я, вот эта конкретная и уникальная личность. Если Венера символически
представляет источник этого чувства Я, то жизненная сила, которая исходит
первоначально от Солнца, является тем самым есмь, которое дает субстанцию и
реальность этому Я. Чувствовать себя живым необходимое условие для реализации
Я, по крайней мере, в условиях земного существования.
Бывают, тем не менее, случаи, когда это
чувствование бытия собой развивается как бы против инстинктивного
течения жизненных сил человеческого организма. У некоторых людей чувство
ценности направлено против естественных инстинктов. Пример тому люди, рожденные
с тенденцией к аскетизму и борьбе с нормальными требованиями их органов и желез;
люди, которые стремятся обуздать и, возможно, уничтожить свое спонтанное
ощущение бытия индивидуальной душой, вследствие ли побуждения к
самотрансформации и святости, или же потому, что они стали добычей мощных
разрушительных сил, которые стремятся уничтожить ощущение духовной
Самотождественности, свойственное любому человеку. И тем и другим соответствует
ретроградная Венера в карте рождения.
Возьмем карту Анни Безант, сначала выступающей за
ограничение рождаемости, а затем ставшей видным теософом и президентом
Теософского Общества со штаб-квартирой в Адьяре (Южная Индия). Г-жа Безант
родилась в Англии 1 октября 1847 года: Солнце в знаке Весов в VI доме, за ним
следует ретроградная Венера, Марс в Тельце (I дом) тоже ретроградный,
ретроградный Уран восходит в Овне. Сатурн и Нептун тоже ретроградны, Меркурий в
Весах директен, однако восходит после Солнца (то есть эпиметеанский). Юпитердиректный, образует соединение с Луной в Х доме, в Раке, и тем самым квадрат с
планетами Овна и Весов.
Такая карта указывает на сильно выраженные черты
аскетического типа, то есть на личность, эмоциональная и социальная жизнь
которой основана на самоотрицании и бунте против традиции, а жизненные энергии
загнаны внутрь под влиянием напряженной уранианской воли к самотрансформации. Венера
и Луна, однако, необычайно сильны по зодиакальному положению и аспектам;
чувства очень интенсивны, но работают в условиях постоянного психологического
кризиса. Все позитивные ценности отданы ментальным функциям (Меркурий и Юпитер
единственные директные планеты (если не говорить о Солнце и Луне), но Меркурий
и Юпитер связаны квадратом, а Уран в точной оппозиции к Меркурию. Солнце при
рождении только что село, и осеннее равноденствие (годичный, так сказать,
закат) было лишь несколько дней тому назад: рождение произошло в лунный цикл,
заключенный между двумя затмениями.
Продолжительный крестовый поход Анни Безант за
контроль над рождаемостью является иллюстрацией, на определенном уровне, ее
противостояния естественному течению жизненных сил. Позднее, уже как теософ,
она объединяет страстную жажду духовной трансформации и оккультных сил с
драматическим желанием преданно служить человечеству и высшим Существам с
известной долей ментальной гордыни. Она поистине была необычной личностью, что
и символизируется очень необычной картой рождения.
Совершенно иной является карта французского лидера
Шарля де Голя, который сделался живым символом величия своей нации. В ней мы
также находим Венеру ретроградной и вечерней звездой и вот вам глубокий
мистический настрой де Голя. Это человек, эмоции которого отлиты в форму,
полностью определенную национальной и религиозной традицией, человек без какого
бы то ни было личного излучения, за исключением символа коллективных ценностей,
но с почти компульсивным служением культурным и националистическим идеалам.
Знаменитый английский астролог Алан Лео тоже
родился с ретроградной Венерой (а также ретроградными Меркурием, Марсом и
Нептуном). Однако, Венера в его карте утренняя звезда. Он был теософом и
испытал глубокое влияние оккультного подхода к жизни. Он существенно помог
возрождению астрологии в англоязычных странах и, тем самым, распространению
ценностей и умонастроений, противостоящих культурным тенденциям Англии XIX
века.
Венера не может геоцентрически отстоять более, чем
на 47° от положения Солнца, при таком наибольшем расстоянии образуется
аспект полуквадрата. Отдалившись на это расстояние от Солнца, Венера,
постепенно замедляясь, останавливается и становится ретроградной, как бы делая
на небе петлю. В нижнем соединении Венера ближе всего к Земле, и это
соответствует времени ее наибольшей яркости; затем она вновь движется директно
и удаляется от Солнца в зодиаке, достигая своей величайшей скорости (около 1°15 в день) после верхнего
соединения, то есть в тот период, когда Солнце находится между нею и Землей.
Я упомянул эти астрономические факты затем, что
различие двумя типами соединений Солнца и Венеры не объясняется лишь разницей
в направлении движения Венеры, но также
разной скоростью этого движения. В нижнем соединении Венера движется
не только ретроградно, но и медленно, она близка к Земле и через несколько дней
становится максимально яркой. В верхнем соединении она движется директно и с
максимальной скоростью. Обычные астрологические учебники просто говорят о
соединениях Венеры и Солнца, как будто эти соединения имеют одно и то же
значение. Но ведь очевидно, что это не так по крайней мере на психологическом
уровне. Не следует, кроме того, пренебрегать тем фактом, что поскольку Венера
не может удалиться от Солнца на угловое расстояние, большее 45°, отношение между этими
астрологическими факторами в карте рождения нельзя определить лишь через те
аспекты, которые они имеют друг к другу. Возможны только два из обычно
рассматриваемых аспектов: полуквадрат (45°) и полусекстиль (30°).
Первый может быть назван диссонансом, а последний
консонансом; однако этого еще недостаточно, чтобы понять природу
взаимоотношений между Солнцем и Венерой в качестве двух факторов эмоциональной
жизни личности. Именно по этой причине столь важно различие между
Венерой-Люцифером и Венерой-Гесперус; было бы разумным включить в
психологический анализ более тонкие характеристики, связанные со скоростью
движения Венеры, а также (как указывает Чарльз Джейн) рассмотреть, является ли
это движение ускоряющимся, замедляющимся или сохраняющим свою скорость.
О карте Гитлера. В заключение, мне представляется
важным добавить некоторые замечания, относящиеся к карте рождения Гитлера; в
особенности потому, что многие астрологи сомневаются в том, что Гитлер имел в качестве
своего восходящего знака Весы, ведь у Весов репутация наиболее гармоничного
знака зодиака. Говорить так, значит предавать забвению главную
истину астрологии: любой фактор в астрологии может быть как
положительным, так и отрицательным, как конструктивным, так и деструктивным.
Тоталитарный идеал будет гармоничным в той мере, в какой гармония означает
процесс единения; тоталитарное государство стремится к единодушию, но это
единодушие негативного рода и основано на безжалостном исключении всего того,
что отказывается быть принужденным к единству.
Поистине характер Гитлера соответствовал символу
Весов в негативном ключе; управляющая им планета Венера, ретроградная при
соединении с Марсом в Тельце, образует квадрат с Сатурном во Льве в Х доме.
Очень сильная Венера, согласно обычному астрологическому способу измерения силы
планеты, но эта сила обращена против жизни.
Сабианским символом для градуса соединения Марса и
Венеры у Гитлера является символическая битва между Мечами и Факелами (масти в
колоде Таро). Здесь сосредоточена битва между мощью и просветлением,
расколовшая человечество на пороге неизмеримых возможностей, открытых перед ним
промышленной революцией, а позже атомной энергией. Вся эмоциональная и личная
жизнь фюрера была сконцентрирована на этом пункте; он стал символом этой борьбы
для миллионов. Насильственный характер того способа, которым он разрешал эту
проблему для себя и для мира, можно усмотреть в том, что ретроградная Венера
находится на самой грани от того чтобы, так сказать, упасть в руки Марса:
носитель ценностей попадает в руки насилия, внутреннее в руки внешнего.
Соединение Марса с ретроградной Венерой является
специфической чертой цикла взаимоотношений Марса-Венеры. В каждом пятом
соединении этих планет Венера ретроградна, и это случается каждые 77 месяцев.
Эти специфические соединения имеют, кроме того, цикл повторений в том же самом
зодиакальном знаке (с запаздыванием около 7°20) с периодом в 32 года.
Они обозначают, без сомнения, моменты величайшей интенсивности в эмоциональной
жизни человечества. В такие времена люди должны быть готовы к переориентации
своего чувства ценности в эмоциональных отношениях, к реполяризации своего
ощущения «Я есмь Я» и к посеву новых семян действия.
Гитлер сделал это своим темным путем. Через 33 года
после его рождения Марс и ретроградная Венера снова встретились в Тельце
(апрель 1921 года). Германская рабочая партия была организована годом раньше.
Гитлер был на пути к власти, ибо старые культурные структуры Германии были
разрушены инфляцией. Все могло произойти тогда даже великая духовная
метаморфоза. А то, что произошло, теперь уже принадлежит истории.
Читайте также:
Автор: Дейн Радьяр «Планеты и личности. Астрологическое изучение психологических комплексов». Сайт: http://www.khaldea.com/
При перепечатке материала указание автора, источника и активная ссылка на эту страницу обязательна!
Читайте также: