Гороскоп на 2017 год - весь :)

                                                

22 ноября 2013 г.

О комплексе неполноценности и предпосылках его развития. Елена Зимовец

"Все — гении. Но если вы судите о рыбе по её способности лазить по деревьям, рыба проживёт всю жизнь, уверенная в собственной бездарности" - А. Эйнштейн
  
Мы воспринимаем жизнь не такой, какова она есть на самом деле, а какой мы её понимаем. Наше видение и наше понимание – результат предыдущего опыта. Все мы родом из детства. Острая неуверенность в себе, страх оказаться смешным и чувство неполноценности уходят корнями в ранний период жизни. Комплекс неполноценности формируется или нет, - параллельно с самооценкой. По мере того как ребёнок осваивает окружающий мир, он сталкивается с первыми потрясениями, застающими его врасплох. Отношение человека к любому событию, которое нарушает его душевное равновесие, является ударом в один из важных чувствительных центров. Но разовьются комплексы или нет – это почти целиком зависит не от событий, а от потенциала самого человека.

Во взрослой жизни комплекс неполноценности выливается в нелюбовь к себе. Он может проявляться по-разному: как постоянная самокритика, чувство вины, неумение говорить «нет», ревность… Никакие негативные события и никакой шок сами по себе не будут сопровождаться возникновением комплекса. Важно не то, что имел место какой-то шок или психологическая травма, а то, что человек реагировал на него негативным образом. Душевное здоровье человека зависит от его способности противостоять внешним неприятностям, а для этого нужна внутренняя сила. Если эта внутренняя сила ослаблена, то соответственно ослабевает и способность правильно воспринимать окружающее. Мир становится враждебным местом, из которого нужно убежать или на которое надо наброситься. Тогда мельчайшая вещь может иногда спровоцировать любую реакцию. Существуют наиболее важные периоды формирования отношения к себе:

2-4 года – в этот период происходит базовая закладка самооценки. Ребенок обращает внимание на то, как родители реагируют на его поступки. И делает выводы. Астрологически в это время происходит первый в жизни квадрат Юпитера к самому себе, полуквадрат Сатурна.

12-15 лет – в это время на формирование самооценки влияют отношения со сверстниками. Здесь важным есть признание собственной индивидуальности; формируется социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Астрологически это первое возвращение Юпитера, первая оппозиция Сатурна, секстиль Урана, а к 15-ти – новая квадратура Юпитера.


17-20 лет – построение отношений с противоположным полом. В этом возрасте модель таких отношений начинает реализовываться на практике. Человек освобождается от последних следов инфантильности. Кризис растущего квадрата Урана попадает на период столкновений человека с трудностями, которые жизнь ставит на его пути к успеху. Падающий квадрат Сатурна уводит внимание человека внутрь, к переоценке прошлого. Важный урок, который может вынести человек из этого опыта - необходимость действовать со всей ответственностью как личных так и в  социальных отношениях, а это требует личностной зрелости. Успех этого периода зависит от того, как произошёл разрыв с детскими стереотипами и зависимостью от родителей.
                   
Астрологическое исследование комплексов, их причин и возможностей их развития – задача непростая. В интерпретации натальной карты нет алгоритма, по которому можно было бы с уверенностью определить наличие или отсутствие комплексов. Однако, астрология может говорить о предпосылках к ним. Разные авторы предлагают свои показатели комплекса неполноценности: некоторые положения ретроградных планет, слабое и поражённое Солнце, оппозиция Солнца и Сатурна, стресс аспекты других личных планет с Сатурном и Плутоном. Интересные исследования в этом плане представлены Е.Кашениной в её работе «Комплекс неполноценности и натальная карта», где автор по количеству планет в квадрантах космограммы определяет преобладающую психологическую функцию человека. Этот анализ помогает понять психологические предпосылки для развития комплексов, выделяя ведущие функции и «болевые точки».

По определению психологов комплекс неполноценности — это совокупность психологических ощущений человека, выраженных в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.  Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Всё это существенно влияет на самочувствие и поведение человека. Люди страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. На почве комплекса неполноценности развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер. Адлер считал, что в основе невроза лежит комплекс неполноценности и ввёл в психологию этот термин.  По мнению Адлера,  изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Этот психологический дискомфорт человек стремится победить путем гиперкомпенсации. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (НаполеонА. В. Суворов). В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

С психологической точки зрения, проявлением комплекса неполноценности может быть демонстративное поведение, которым страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. 

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства. Я бы назвала его оборотной стороной комплекса неполноценности. Психологи утверждают, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка, равно как и чрезмерная опека.
             
Например, малыш пытается влезть на горку. Ножки маленькие, движения неуверенные, но он все равно старается. Соскользнул с лестницы – упал, заплакал. Заботливый родитель - тут как тут – поднимает его, целует, гладит по головке: «Маленький мой, ты упал! Тебе больно! Давай я тебя пожалею!». И после начинает помогать маленькому человечку карабкаться вверх по лестнице. Ребенок рад: его крепко держат, помогают переставлять руки-ноги. Полная безопасность! И ничего делать не надо. Оказывается, все так просто! Достаточно заплакать – и тебя сразу пожалеют. Более того – решат за тебя проблему. Еще два-три раза малыш, по своей природе, будет стараться одолеть эти ступеньки сам. Но ситуация под неусыпным контролем родителя будет повторяться, и на четвертый раз ребенок позволит взять себя «под белы рученьки» и поставить на горку.

В его подсознании отложится: «слабым всегда помогают». Более того - «если ты слаб, всегда найдется сильный, который решит твою проблему». Разумеется, маленький человек этого не осознает. Но в его поступках уже четко прослеживается безволие. Он хочет чего-то, но перестает напрягаться, чтоб достичь желаемого результата. Он уже не тянется вверх, пытаясь достать столешницы, на которой стоит машинка. Он просто вытягивает руку вверх и начинает хныкать: «Я маленький, мне не достать». 

Итак, комплексы - это неосознаваемые человеком переживания, которые определяют внутреннюю структуру личности и связаны, как правило, с отрицательными эмоциями и воспоминаниями. Очень часто человек не может увидеть и тем более признать, что у него присутствуют те или иные комплексы. Однако искаженное восприятие происходящего существенно влияет на жизнь.


Используемая литература:
1. Е.Кашенина «Комплекс неполноценности и натальная карта»
2. А. Адлер «Комплекс неполноценности и комплекс превосходства»