Гороскоп 2024 – читать на Patreon по подписке


                                             

22 сентября 2014 г.

Цикл Меркурия и функционирование ума. Проблематика Меркурия. Д.Радьяр

Дейн Радьяр
Дейн Радьяр
В данном материале приведены две главы  из книги Дейна Радьяра «Планеты и личности: астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем»: «Проблемы Меркурия» и «Цикл Меркурия и функционирование ума».

Дейн Радьяр – французский и американский астролог, философ, композитор, писатель. Родился 23 марта 1895, в Париже, умер 13 сентября 1985, в Сан-Франциско. Дейн Радьяр – один из крупнейших астрологов ХХ в., пионер реформы в современной астрологии. В 1930 г. Д. Радьяр знакомится с М.Э.Джонсом, который активизировал его интерес к астрологии. Осознание возможностей астрологического мышления вылилось в цикл статей "Гармоническая астрология" (1931). Вскоре после этого Радьяр знакомится с работами К.Г.Юнга по глубинной психологии и книгой Я.Смэтса "Холизм и эволюция", которые дали Радьяру стержневую идею его будущих работ. Он увидел возможность выработки практического синтеза астрологии и глубинной психологии с точки зрения холистического подхода. Роль астрологии виделась Радьяру в демонстрации цикличности и целостности жизни индивидуумов и народов. В отличие от глубинной психологии, которая имеет дело с содержанием души, астрология способна раскрыть основную структуру личности и жизни.

Проблемы Меркурия

Меркурий представляет собой нечто значительно большее, чем пишут обычно в астрологических учебниках. Говорится, что Меркурий символ ума, но за термином ум кроется множество тайн, и Меркурий отвечает за самые разные процессы и функции в личности, особенно если это личность, развитая выше среднего уровня.С гелиоцентрической точки зрения Меркурий первая планета, вращающаяся вокруг Солнца. Его можно связывать с первичной дифференциацией излучающейся в пространство недифференцированной солнечной энергии. Поэтому Меркурий есть та биполярная электрическая сила, которая составляет субстанцию всей органической деятельности. Меркурий-электричество является тонусом той самой жизни, которая поддерживает и обновляет организм, выделившийся благодаря своему рождению в независимую функционирующую единицу. Тем самым он дает основание для индивидуальной личности. Этот тонус (индивидуализированная солнечная сила) инволюционное выражение Меркурия. Полагают, что эта сила фокусируется в центре креста, образуемого позвоночником и линией вытянутых рук.

В этом мистическом меркуриальном центре по символике розенкрейцеров расцветает роза в центре распятия. Это соответствует плечевому сплетению (plexus brachialis) современной анатомии, и в нем подлинный центр меркурианской функции. Традиционные астрологи связывают эту планету с руками и кистями, с легкими и дыханием. Существует, по-видимому, определенная связь между плечевым сплетением и блуждающим нервом (пневмогастрической системой), который начинается в голове (а головой управляет Овен) и спускается двумя ветвями по обеим сторонам шеи.

Мы назвали этот аспект Меркурия инволюционным, потому что он касается первоначального схождения и происшедшей еще до рождения дифференции солнечной силы, которая является сущностью индивидуальной жизни и самости. А вот то, что обычно считают функцией Меркурия, является его эволюционным аспектом, связанным с результатами личной и социальной жизни; здесь Меркурий подчинен Юпитеру. В этом аспекте Меркурий призван служить целям личной интеграции, поддержанию и расширению личностной целостности. Меркурий в этой роли является умом уже не в качестве творческой электрической силы, а в функции связи Я со средой и другими Я .

Нужно, однако, отличать тот тип адаптации к среде, который соответствует функции Луны, от того, который отвечает характеристикам Меркурия. Первый несет в себе следы пребывания плода в утробе и обладает характеристиками психичности; второй связан с нервной системой родившегося организма и обладает характеристиками ментальности. Функция Луны, будучи женским полюсом Сатурна, приспосабливает личность к окружающей среде в пределах обособленных границ тела и эго, и не более того. Она связана с жизненной адаптацией родового типа, по сути консервативна, традиционна и стремится к присвоению. Меркурианская же функция, будучи (в своем эволюционном и личностном аспектах) женской полярностью Юпитера, связана по своей сути с экспансией и ростом. Она приносит личности новые качества и может стать основанием для завоевания ею новых уровней существования.

Способность действительно совершить этот переход сознания с одного уровня на другой (или метаморфозу личности) кроется в функциях трансформации их символизируют планеты за Сатурном, в особенности Уран. Впрочем, революционная и обновляющая сила Урана может оказаться разрушительной и бесполезной, если у человека не развито субстанциальное ментальное основание, на котором органично и гармонично могли бы развернуться сознание и индивидуальность нового уровня. Переход с одного уровня на другой означает в действительности расширение сферы сознавания, способность действовать на более широком поле бытия, а это может быть сделано только через увеличение способности к установлению отношений. Отношений между чем? Во-первых, нужно связать между собой ощущения, затем сочетающие их образы, позже предполагаемые источники этих образов, то есть объекты, людей и т.д. На следующей ступени этим источникам сложных образов придаются качества личности, и они соотносятся с эго. Чувство связности своего эго с другими в пределах некоторой более широкой среды и родовой (или семейной) структуры становится субстанцией социальной жизни.

Юпитерианская жажда пищи и более легких условий жизни с неизбежностью будет стимулировать это чувство соотнесенности с внешними сущностями (будь то скалы, деревья, животные или люди), которым поначалу придают атрибуты личности. Первобытная жизнь трудна; среда полна опасностей и противников. Юпитерианская функция требует, чтобы был найден способ сближения со средой и воздействия на нее. Племенная магия, молитвы, жертвоприношения весь инструментарий религиозной жизни развивается в результате сочетания юпитерианской веры в некую лежащую в основании вещей универсальную гармонию (без которой человек не мог бы договориться с другими людьми, богами и духами) и меркурианской изобретательности в наведении мостов общения и взаимовыгодного обмена. Использование подражательных звуков (переходящее в языки искусства и речь), а затем использование стандартизованных ценностей в качестве средств обмена (деньги и все их эквиваленты в культуре) вот главные направления действия Меркурия по мере роста и развития социального опыта.

Изобретательность (порожденная способностью видеть соответствия между фактами и феноменами разного рода), обобщение понятий (трансформирующее юпитерианское чувство или интуицию универсальной гармонии в изучение космических законов) и способность к связи времен посредством историографии и общественного образования то есть фундаментальные вехи цивилизации все являются аспектами меркурианской деятельности. Эта деятельность побуждается юпитерианским стремлением к самосохранению и к групповой кооперации, к экспансии для обеспечения большего комфорта и удовлетворения от участия в жизненных ритмах вселенной.

Меркурианская деятельность сложна и всеобъемлюща, и потому она естественным образом будет забирать все больше энергии и силы внимания из общего запаса личности. Но если это происходит ценой ослабления полярной и дополнительной юпитерианской функции, тогда расширению контакта со все новыми сферами реальности сопутствует ослабление способности к ассимиляции и жизненно значимому переживанию (Юпитер). Именно в этом заключается великая болезнь современной цивилизации, порождающая бесконечные комплексы и психосоматические расстройства: интеллектуальная перегрузка. Ей мы обязаны атомной бомбой; интеллектуальное знание не уравновешивается глубоким чувством причастности к жизни общества и вселенной. Интеллект то есть сумма средств становится нечувствительным к цели, к гармонии. Юпитер, планету души, затмевает его помощник и естественный слуга, Меркурий, планета техники и эффективности.

Абстрактное развитие современного интеллекта, основанное на сатурнианской логике и тем самым глубоко связанное с преувеличенным вниманием к эго, началось в Древней Греции, хотя Индия также испытывала результаты чрезмерной рационализации и особого рода духовного эгоизма. В Греции это привело к софистике и вакханалии переусложненных рассуждений, воспроизведенных в новом контексте средневековыми схоластами.

С приходом современной экспериментальной науки и механистически-интеллектуальной теории познания начинает преобладать технический аспект меркурианской функции и интеллектуальное любопытство, не уравновешенное каким бы то ни было пониманием того, что познание без понимания смысла познанного может оказаться медленной формой самоубийства. Техническая сноровка без способности поставить ее на службу духовно важной цели как бегство от очевидной необходимости развивать более эффективное и менее эгоцентрическое чувство причастности к человечеству ведет также к духовному эгоизму, к гордыне и, возможно, к моральному саморазрушению.

Любой современный человек средней образованности сталкивается с опасностью этой заразной болезни интеллектуализма и многознания вместе с ее побочными продуктами чрезмерной специализацией и атрофией непосредственного переживания жизни. Концентрированное же выражение этого нарушения функционального равновесия проявляется лишь в жизни людей, психологически к этому предрасположенных. Когда это происходит, мы должны смотреть в карте рождения на все, связанное с Меркурием.

Можно написать целую книгу об интерпретации этой планеты в карте рождения. Здесь, однако, мы должны ограничиться рассмотрением основного источника трудностей отношения Меркурия к Солнцу и Луне, которое символизирует отношение ума к биполярному жизненному принципу, представленному двумя светилами.

Между сферой ума и сферой органической жизни может существовать глубокое соперничество, часто разрывающее современного человека на части. Сознательное мышление противопоставляет себя бессознательному инстинкту, так как человек стремится перенести центр своего существа с биопсихического родового уровня на уровень индивидуальной дифференциации и самоопределения через мышление. Разум противостоит чувству; адаптация в смысле родовой цели биологического и психического выживания фрустрируется решимостью человека подходить к своему опыту с позиций сознательного мышления и свободной индивидуализации. Временному благополучию противопоставляется укорененная в уме бессмертная самость. Именно этот конфликт, как правило, порождает интеллектуальные комплексы потому ли, что человек чувствует себя неспособным, как ни старается, переместить центр своей индивидуальности из сферы жизни в сферу духа, или потому, что он, подстрекаемый чрезмерно активной и претенциозной ментальностью, невольно утрачивает чувство своей укорененности в биопсихических желаниях, в жизненности и не может дать волю инстинктивным импульсам, которые в такой ситуации приобретают фатальный характер. В обоих случаях он оказывается между двух сфер, без опоры и центра.

В первом случае инстинктивная жизнь на биопсихическом уровне витальных чувств и желаний утрачивает свой смысл, ум же слишком слаб, слишком неуверен или слишком запутан, чтобы нести на себе бремя полной и целостной реальности. Во втором случае ум силен, неутомим, его чрезмерно стимулируют внешние влияния или психическое давление какого бы то ни было рода (главным образом, комплекс отца), но личность в целом, привязанная к старым желаниям жизненной полноты, не может или не хочет подчиниться уму.

Указания на такие положения в карте рождения могут быть различными, в зависимости от того, как эти трудности проявляются в раннем развитии личности. Но в любом случае необходимо изучить некоторые важные фазы отношения Меркурия к Солнцу и Луне.

Наиболее очевидным фактором, который, кстати, часто неправильно интерпретируют, является ретроградность. Нужно помнить, что ретроградный Меркурий движется против направления движения Солнца и Луны. Ретроградность видимого движения планеты вызывается тем фактом, что земной наблюдатель видит солнечную систему, частью которой является Земля, искаженным образом. Никто не может оценить с абсолютной объективностью среду своего действования. То, как видит человек движение планет, определяется его геоцентрической позицией. В особенности это касается Меркурия и Венеры, ибо эти планеты движутся внутри земной орбиты.

Меркурий, ум, действует в пределах человеческой личности. Он проявляется в тесной связи с самим источником жизни в человеке с Солнцем. Три раза в год (то есть за полный солнечный цикл) Меркурий колеблется взад-вперед вокруг Солнца, что с геоцентрической точки зрения выглядит как его соединение с Солнцем. Трижды Меркурий проходит между Землей и Солнцем (нижнее соединение), трижды он оказывается позади Солнца (верхнее соединение). До и после нижних соединений Меркурий представляется для земного наблюдателя движущимся попятно, то есть в направлении, обратном движению Солнца; временами он представляется стоящим неподвижно, то есть стационарным.

Ретроградный Меркурий в карте рождения ни в коей мере не означает слабости, туманности или лени ума вопреки распространенному ошибочному мнению. Ретроградность Меркурия указывает на то, что ум действует как бы в противовес инстинктивной природе и течению жизненных сил. Это, однако, может означать очень многое, так что никогда не следует спешить с заключениями на том только основании, что Меркурий ретрограден. Скажем, у Бенджамина Франклина есть в карте рождения ретроградный Меркурий, а ведь он был одним из наиболее выдающихся мыслителей своего века. Джон Гэдбери, один из величайших астрологов, Абдул Баха, великий персидский пророк и религиозный вождь, тоже имели ретроградный Меркурий при рождении, как и многие другие великие люди.

Очень важно здесь учитывать отношение между сознанием с его механизмами внимания (Меркурий) и жизненными стремлениями организма или непреодолимой судьбой (Солнце). На некоторых стадиях духовной эволюции человека величайший рост осуществляется благодаря противоположной направленности факторов Меркурия и Солнца; это может иметь место на любом уровне развития, причем у человека примитивного ( молодой души) в той же мере, как и у высоко развитого (культурно или духовно).

Ретроградный Меркурий просто указывает на присутствие такой противоположности. Это может вести к большей индивидуализации, если ум восстает против инстинктивно-родовой природы чувств. В худшем случае это приведет к невротическому мышлению, которое всегда пребывает в состоянии войны с жизнью и отгораживается иллюзиями от действительных фактов жизни. Это может означать независимость ясного ума от иррациональных подсознательных энергий или порабощенность ментальным страхом, субъективными заблуждениями и рационализацией.

С другой стороны, директный Меркурий может означать ментальность, первично обусловленную потребностью органического выживания и личной экспансии (от примитивной хитрости до открытия научным интеллектом новых отношений и новых орудий ради выгоды и усиления); или же это будет ум, способный объективно и действенно фокусировать волю (определяемую Солнцем).

Эти ментальные характеристики (или поляризации) редко остаются неизменными в течение жизни, даже если можно определить основную тенденцию. Здесь картину дополняют прогрессии Меркурия. Ретроградный период Меркурия длится около 20-25 дней, значит в прогрессиях (один день после рождения принимается за год жизни) то же число лет означает определенные изменения в сознательной установке ума при переходах. Следовательно, как указывает Марк Джоунз, годы, когда прогрессирующий Меркурий является стационарным (то есть переходит от директного движения к ретроградному, или наоборот), следует считать крайне важным периодом ментальной реполяризации независимо от того, подчеркиваются изменения внешними событиями, или нет. Эти изменения в движении прогрессирующего Меркурия столь же значимы и при расчете обратных прогрессий когда один день до рождения (начиная с точного времени рождения) считается соответствующим году жизни. В этом случае можно считать, что изменения в уме вызваны судьбоносными (или кармическими) влияниями, коренящимися в древнем родовом или духовном прошлом.

Jan Saenenredam.  Mercury presiding over the arts
Дуализм или биполярная природа ума выражается, однако, не только различием между прямым и ретроградным движением Меркурия. В астрологии традиционно отличают Меркурий, поднимающийся до Солнца на восходе, от Меркурия, встающего после Солнца. В первом случае зодиакальная долгота Меркурия меньше, чем у Солнца, и Меркурий тогда утренняя звезда; во втором случае долгота больше, и Меркурий является вечерней звездой.

Этот же дуализм по поводу восхода и захода Солнца еще чаще используется в отношении Венеры; логически это должно иметь сходное значение для обеих внутренних планет планет, движущихся внутри орбиты Земли и в непосредственной зодиакальной близости от Солнца. В качестве утренней звезды Венера была названа Люцифером, что означает носитель света, а в качестве вечерней звезды Гесперусом (Западным). О Венере и Меркурии как утренних звездах можно сказать, что они символически возвещают Солнце. На максимальном расстоянии от Солнца по долготе (28о для Меркурия, 47о для Венеры) они ясно видны в небе, а приближаясь к Солнцу, они теряются в ауре его света (особенно Меркурий).

Марк Джоунз пишет, что утренний Меркурий означает устремленный ум, а когда Меркурий удален более чем на 14о от Солнца, ум не знает препятствий. Вечерний Меркурий символизирует рассудительный, осторожный ум, а когда Меркурий удален от Солнца более чем на 14о рассудительный и действующий беспрепятственно, то есть независимый от солнечной воли или самости.

Это различие в положении должно соотноситься с тем, продолжает Джоунз, что единственное различие между умами может состоять в тенденции одного смотреть вперед и опережать события, а другого изучать и резюмировать прошлое. Некоторые резко отклоняются в ту или иную сторону, тогда как другие сохраняют относительную волевую уравновешенность. Это противопоставление было известно древним философам под видом двух мифологических персонажей: Прометея и Эпиметея, прототипов прогрессивного и консервативного; тот, кто стремится разглядеть в настоящем проблеск будущего (пророк), и тот, кто собирает в себе свет прошлого (или комментирует свершившееся событие). И подобно тому, как функция Венеры может действовать в двух аспектах (Люцифер и Гесперус), меркурианская функция может проявляться в двух основных ритмах по отношению к источнику духа в человеке: как Прометей и как Эпиметей.

Джоунз без сомнения прав, характеризуя прометеанский ум как устремленный, а эпиметеанский как рассудительный, однако под этим различием кроется еще одно, более фундаментальное. В прометеанском уме исключительно активен инволюционный, электрический и творческий аспект меркурианской функции; в то время как эпиметеанский ум является эволюционным, ассоциативным, резюмирующим и обобщающим аспектом Меркурия.

Если же мы применим эту геоцентрическую классификацию меркурианской функции, она должна определить и нашу интерпретацию ретроградного Меркурия. Когда Меркурий появляется после своего нижнего соединения с Солнцем и движется ретроградно, это утренняя звезда, устремленный прометеанский Меркурий ум, могущий быть в то же самое время ретроградным; а после своего верхнего соединения с Солнцем Меркурий является одновременно эпиметеанским и прямым. Разрешение возникающей из-за этого проблемы можно найти в рассмотрении цикла движения Меркурия с гелиоцентрической точки зрения: в последовательности его гелиоцентрических соединений и оппозиций с Землей. Меркурий по своей сути солнечная планета; соответственно, ум ближе к духовной, нежели к земной природе человека. Корень всех ментальных проблем необходимость соотнесения в целостной личности духа (Солнца), ума (Меркурий) и тела (Земля). Изучение такого соотнесения станет ключом к химии ума и, следовательно, к той основе, на которой можно надеяться понять, как под воздействием разнообразных стимулов возникают ненормальные или дисгармоничные проявления Меркурия.

Цикл Меркурия и функционирование ума

В обычной геоцентрической астрологии нет различия между двумя типами соединения Меркурия и Солнца; она учитывает только, что в нижнем соединении Меркурий движется ретроградно, а в верхнем директно. В гелиоцентрической астрологии дело обстоит иначе, поскольку при нижнем геоцентрическом соединении Меркурия и Солнца Земля находится в соединении с Меркурием, а при верхнем геоцентрическом соединении в оппозиции. Таким образом, когда Меркурий в геоцентрическом смысле ретрограден, гелиоцентрически он наиболее близок к Земле; при этом образуется линия, соединяющая Солнце, Меркурий и Землю, причем Меркурий находится между Солнцем и Землей в наименьшем удалении от Земли.

Ситуация такого гелиоцентрического соединения Меркурия и Земли (в геоцентрической астрологии это будет нижнее соединение ретроградного Меркурия с Солнцем) аналогична новолунию, когда Луна проходит между Солнцем и Землей, то есть оказывается в геоцентрическом соединении с Солнцем. Такое соединение Солнца и Луны принято считать началом лунного цикла. В это время, говоря символически, исполнители функции Луны (задачей которой является построение организмов) оплодотворяются и направляются Солнцем; воля и цель Солнца воздействуют на них, подобно тому, как звуковые волны на рассыпанную по пластине графитную пыль, или как поле магнита на железные опилки. 

Гелиоцентрическое соединение Меркурия и Земли означает примерно то же самое в сфере ума. Воля (или энергетический потенциал) Солнца достигает Земли и людей через канал Меркурия, а он уже дифференцирует ее в ту электрическую силу, которая является скрытой сущностью ума (понимаего как творческая энергия, а не как ассоциативная память). Этим начинается новый цикл взаимоотношений между Землей и Меркурием цикл, который измеряется временным периодом между двумя последовательными нижними соединениями Меркурия и Солнца в геоцентрической астрологии.

Циклическое оплодотворение Меркурия-ума солнечной целью и потенциалом происходит примерно каждые 116 дней, то есть трижды в году. Меркурий в этот период движется ретроградно; это, очевидно, проливает новый свет на значение его ретроградной фазы. Почему же Меркурий движется с точки зрения земного наблюдателя против движения Солнца именно тогда, когда солнечный потенциал наиболее фокусированным образом передается Земле?

Этот кажущийся парадокс прояснится, если иметь в виду, что интенсивная и концентрированная умственная деятельность на самом деле означает для человека более или менее очевидное восстание против диктата жизненных инстинктов и иррациональности биопсихических образов, против идолов. Прометея изображают мятежником как и космических представителей Разумности в индийской мифологии (Манасапутрас), которые дают людям огонь ума и тем самым делают их потенциальными богами. Для обычных людей на геоцентрической и эгоцентрической стадии эволюции Солнце является великим Самодержцем Вселенной, символом эмоциональной и порождающей эмоции принуждающей силы. Поэтому Лев, знак максимальной интенсивности Солнца, является знаком диктаторов и драматических особ, щедрость которых лишь подчеркивает их абсолютизм.

Жизнь щедро дает, но безжалостно приказывает. Ее дары уравновешены принуждениями, она возвышает лишь тех, кто беспрекословно подчиняется ее правилам. И лишь восставая против этих правил и против вторичных законов юпитерианской религии и культуры (а интегрируя личность, они одновременно связывают ее), ум впервые запечатлевает свой характер в обусловленном Землей, биологически и социально управляемом человеке. Когда человек начинает воспринимать в себе пробуждающийся ум и переносить центр сознания из области биофизических инстинктов в область ясного мышления и творческих идей, эта новая умственная деятельность неизбежно должна поначалу казаться ему врагом инстинктивной жизни. Во всяком случае, развитие ума должно казаться направленным против естественного течения витальности и даже из-за диктата юпитерианской религии и родового духа единства против божественности.

Развитие ума способности самоопределяться в ясном мышлении и индивидуализированным образом ставить себе цели вот ядро развития индивидуальности. На первых порах индивидуализация вредит витальности, так что дару Прометея сопутствуют болезни и психологические затруднения. Действительно, Меркурий-Прометей предлагает человеку стать мыслителем и индивидуальностью и дает в помощь солнечный огонь, исторгнутый с небес но этот огонь сжигает и разрушает. Хотя ум и един по сути с источником всей жизни, первоначально он кажется действующим против жизни; поэтому вполне естественно, что Прометей символизируется прежде всего ретроградным Меркурием.

Но постепенно противоположность ума и жизни сглаживается. Меркурий становится стационарным, затем директным и не только движется в том же направлении, что и Солнце, но и приближается (с геоцентрической точки зрения) к Солнцу. Он достигает Солнца в верхнем соединении, когда (уже с гелиоцентрической точки зрения) находится в оппозиции к Земле, а Солнце находится между этими двумя планетами как при полной Луне Земля находится между Луной и Солнцем. У Меркурия тоже есть фазы, соответствующие фазам Луны. Он является полным в своем верхнем соединении с Солнцем, когда максимально удален от Земли и имеет наименьшие видимые размеры.

Прометеанский характер Меркурия вступает в силу при нижнем соединении, когда Меркурий ретрограден между Землей и Солнцем. Эпиметеанский характер открывается верхним соединением, когда Меркурий директен и находится за Солнцем. Меркурий-Прометей соответствует прибывающей половине лунного цикла, характеристики которой заданы новолунием. Меркурий-Эпиметей соответствует убывающей половине.

Дуализм Прометея и Эпиметея связывается с ретроградным и директным направлением движения Меркурия (с геоцентрической и гелиоцентрической точек зрения). Это дает нам основание для четырехчленной классификации человеческой ментальности.
  1. Прометеанский ретроградный ум стремится к независимости от инстинктивной природы, более или менее активно противостоит ей. Это ум, переживающий тайну, посвящение в новую сферу бытия, пусть даже ограниченное или случайное. В результате ум утрачивает доверие или интерес к привычным импульсам и пытается освободиться от них. Ум устремлен, но часто связан многим из того, что желал бы забыть, или же ослеплен тем, что понял и возвещает. Этот конфликт может вести к внутреннему росту личности, а также к субъективному отождествлению себя с великими символами или образами, которые личность стремится актуализировать. Романтический композитор Шопен, официальный поэт британского империализма Киплинг, чешский политик Эдвард Венес, столкнувшийся с трудной задачей сохранить идеалы под сильным давлением, примеры такого типа Меркурия-ума.
  2. Прометеанский директный ум основывается на своей собственной природе и пребывает в гармонии с требованиями жизни. Он энергично устремляется к будущему и стремится задать личности ритм завтрашнего дня. Через несколько дней после начала директного периода Меркурий наиболее удален от Солнца с геоцентрической точки зрения. По-видимому, в это время Прометеанский ум более всего способен проецировать свои видения в символах или значимых образцах поведения, конкретизируя собой потенции и цели Солнца. Гелиоцентрически, Меркурий находится в фазе первой четверти по отношению к Земле. Интенсивная умственная деятельность проективного рода.
    Поворот происходит, когда геоцентрическая скорость движения Меркурия становится больше скорости Солнца. В подобный момент был рожден Рихард Вагнер, типичный обладатель прометеанского-директного ума в его наиболее проявленной форме интуитивного, вдохновенного, живущего будущим. Тот факт, что его натальное Солнце и асцендент приходятся на начало Близнецов, усиливает его способность создавать формы. Его друг и соратник Ф.Лист тоже имел в карте рождения Меркурий этого типа, расположенный чуть дальше того пункта, в котором его скорость становится большей, чем скорость Солнца. Наполеон I и основатель современной Чехословакии Масарик являют собой примеры этого типа ментальности в политике. Сталин родился в самом начале прометеанского-директного периода, тогда как Троцкий представляет эпиметеанский тип что проливает интересный свет на ментальность этих соперников.
    По мере возрастания геоцентрической скорости Меркурия он спешит, так сказать, встретить Солнце в верхнем соединении (фаза полного Меркурия), и эпиметеанские тенденции ума постепенно усиливаются. Быстрее всего Меркурий движется как раз перед верхним соединением или около этого времени; затем его движение замедляется. Другими словами, в прометеанской фазе ума движение Меркурия постоянно ускоряется отсюда его целеустремленость и забегание вперед. А для эпиметеанской фазы характерно понижение скорости, постоянное замедление, торможение умственной деятельности.
  3. Эпиметеанский-директный ум это полный ум, который стремится по мере возможности объективно отражать смысл жизни и событий после того, как они произошли. Это историчный, объективный ум, он составляет себе понятие о вещах на основе прошлого опыта. Часто он оказывается и наиболее эффективным, поскольку не забегает вперед жизни, но следует за вещами и людьми. Когда во время убывающей фазы меркуриального цикла скорость движения Меркурия равна скорости Солнца, условия для объективности ума становятся наилучшими. Это приблизительно последняя четверть фазы Меркурия, за которой следует эпиметеанский-ретроградный период.
    Карта рождения Карла Маркса дает пример Меркурия, близко подходящего к ретроградной фазе; его мышление чрезмерно привязано к объективным фактам и историческому анализу, представляя будущее с точки зрения исторических образцов, а не интуиции новых отношений, и тем самым акцентирует фактор детерминизма. Эпиметеанский ум склонен к формализму в подходе к жизненным отношениям и поведению; в лучшем случае, это олимпийский ум (в противоположность дионисийскому характеру прометеанского ума), а в худшем узко материалистический и детерминистский ум.
    Карта Франклина Рузвельта является еще одним примером прометеанского-директного ума, с Меркурием, поднимающимся на 160 после Солнца, хотя некоторых это может удивить. Очевидные прогрессивные тенденции принадлежат в значительной мере восходящему Урану, управляющему Солнцем, Меркурием и Венерой в Водолее, а косвенным образом остальными планетами (за исключением сильной Луны в Раке). Новый курс Рузвельта был основан на ясной оценке исторической необходимости откликнуться на многообещающий вызов новой индустриально-технологической эры.
    Даже таинственный ясноглазый Генри Уоллес имел эпиметеанский-директный тип ума, с Меркурием на наибольшем расстоянии от Солнца. В его случае, мистические наклонности объясняются тем, что кроме соединения Урана и Солнца, в его карте есть восходящие Нептун и Плутон тоже в соединении. В то же время Меркурий указывает на рассудительный и не знающий препятствий ум. У Кромвеля, с другой стороны, мы видим другой тип эпиметеанского ума, представленный Меркурием как раз после его полной фазы; этот тип ума старается запечатлеть в обществе все, что увидел и понял сам.
  4. Эпиметеанский-ретроградный ум представлен Меркурием, который движется к остановке чтобы вновь оплодотвориться волей и целью Солнца. В случаях, подобных папе Пию XI и Абдулу Баха (жизнь которого была целиком посвящена служению отцу, Баха-у-лле, почитавшемуся как воплощение Бога ), мы видим этот тип ума, развившийся в религиозном направлении. В случае Бенджамина Франклина и генерала Я.Смэтса (политика, ученого и философа) можно увидеть ментальность философского характера. Ум обеих этих категорий ищет интроспективного единства с внутренней реальностью, ищет возвращения, так сказать, к источнику. Традиции отдается значительная дань но как средству, а не как цели. Ум не удовлетворяется мертвой буквой прошлого; его уделом может стать обостренное ощущение социальной неудовлетворенности, понимание того, что надо копать глубже и выступать против давления социальных шаблонов и ортодоксии, обновляясь в духе и истине.
Итак, четыре категории умственной деятельности (сказать ментальные типы было бы не совсем точно) могут дать нам ценные астро-психологические указания, но лишь в тех случаях, когда они связаны с огромным числом других факторов в карте рождения. Сказать, что ум Ф.Рузвельта был эпиметеанским-директным, значило бы сказать весьма мало о его характере и судьбе в целом; или назвать ум королевы Виктории рассудительным и не знающим препятствий(как его классифицирует Марк Джоунз), явно не означало бы сказать много о ее темпераменте женщины и королевы. Однако то, что может быть сказано, будет весьма существенным для психологической оценки индивидуального характера, дефектов или напряжений в темпераменте. Когда речь идет об известных людях, многие факторы могут привести к путанице или к чрезмерному подчеркиванию их ментальных особенностей. Однако астролог, который стремиться более полно понять собственные проблемы так же, как и проблемы своих клиентов, найдет в изучении ментального цикла Меркурия ключ к жизни ума.

Этот цикл не только дает возможность характеризовать основные врожденные тенденции ума, его можно использовать и для того, чтобы очертить развитие ума на протяжении всей жизни человека. Это делается в анализе прогрессий Меркурия в эфемеридах по обычной шкале, где один год принимается за один день после рождения, или берется предшествующий рождению день. Мы видели уже, что те годы, когда прогрессирующий Меркурий меняет директное движение на ретроградное или наоборот, являются важными переломными моментами. Соединения прогрессирующего Меркурия и прогрессирующего Солнца также весьма значимы, ибо они указывают переход от прометеанской к эпиметеанской полярности, или наоборот. Автор сам пережил подобные изменения, сказавшиеся в области его творческих отношений с искусством. В момент его рождения Меркурий был директным и восходил как утренняя звезда около 28о впереди Солнца (максимальное расстояние). В 43 года его прогрессирующий Меркурий оказался в верхнем соединении с прогрессирующим Солнцем в 15о Тельца. С 16 лет он сочинял музыку и писал на философские темы и темы культуры. Однако, как только приблизилось указанное время, ему по некоторым причинам пришлось оставить музыкальное творчество, и несколько месяцев спустя после прогрессирующего соединения Солнца и Меркурия он начал работать в совершенно новой области в живописи. Важно здесь то, что музыка представляет собой субъективное и динамическое искусство, поистине самое прометеанское из всех искусств, живопись же акцентирует объективность, форму и смысловую конкретность. Переход от музыки к живописи имел глубокое значение: автор испытал некое внутреннее открытие, как будто начала действовать новая область мозга или новая грань личности. Однако, поскольку ментальное основание натального Меркурия всегда остается основным фактором, тип живописи ясно выражает прометеанские элементы; то есть, это интуитивный тип живописи, связанный с так называемыми абстрактными, символическими формами. Некоторые критики отмечали, что ей присуще качество музыкальности.

Этот личный пример был упомянут лишь потому, что контраст между музыкой и пластическими искусствами очень хорошо выражает различие между прометеанским и эпиметеанским умом. Можно добавить также, что в этом случае направление движения в отношении нормально прогрессирующего Меркурия не менялось; но значимым оказался переход от директного движения к ретроградному и обратно к директному движению Меркурия в обратных прогрессиях (которые, напомним, вычисляются по эфемеридам в обратном порядке от рождения).

Знание об этих переменах в направлении и поляризации ментальной жизни может стать весьма полезным для ментальной гармонизации и психотерапии. Терапевту необходимо знать о приближении у клиента такого периода ментальной трансформации, ибо только работой в направлении движения Меркурия можно достичь хороших и устойчивых результатов. Это, конечно, не всегда возможно; но ведь Меркурий не единственный подлежащий рассмотрению фактор! Во многих случаях серьезные расстройства ментальной жизни больше связаны с Луной, чем с Меркурием. В таких случаях следует обратить внимание прежде всего на проблему био-психологического приспособления к повседневной жизни на уровне чувств.

Взаимоотношения между Меркурием и Луной изучались уже, конечно, в современной астрологии; Марк Джоунз установил психоментальные различия в темпераментах, комбинируя два фактора:
  1. является ли Меркурий при рождении утренней или вечерней звездой;
  2. движется ли натальная Луна быстрее или медленнее своей средней скорости 13о10` в сутки.
Быстрая Луна отождествляется с эмоциональным темпераментом, когда чувства бурлят, когда человек жадно стремится проживать свою жизнь день за днем. Медленная Луна характеризует личность, склонную к сдержанности и относительной осторожности в подходе к жизненной битве, даже к перестраховке. Четыре возможных сочетания этих двух лунных типов с двумя главными меркурианскими типами образуют четыре типа общего приспособления к жизни в которое входят не только практический обмен и эмоциональные реакции (Луна), но и потребность в поддержании и расширении субстанции Я за счет все более тесных связей с обществом и вселенной (Меркурий).

В основе своей личность является продуктом непрестанной взаимосвязи жизни и ума солнечно-лунного и меркурианского факторов, или родительского и социокультурного влияний. Можно увидеть в этом столь часто обсуждаемую взаимосвязь наследственности и окружения; но личность не результат взаимодействия наследственности со средой, а функциональное реагирование самости как на среду, так и на наследственность. Это выражение самости через деятельность биофизического организма человеческой личности проявляется в третьей из названных ранее основных функций. Эта третья функция связана с самовоспроизведением и имеет отношение к планетной паре Марса и Венеры.

Дейн Радьяр. Воспроизводится по изданию Воронеж, НПО "МОДЭК", 1992. Перевод с английского Михаила Папуша под редакцией Андрея Дегтярева